Топливо вдруг стало доступным и даже подешевело, но хозяева независимых сетей АЗС утверждают, что в марте все вернется на круги своя, и готовят бизнес к продаже «Роснефти»
Новый год принес хабаровским АЗС добрые вести: исчез дефицит бензина и дизтоплива. «Роснефть» сняла негласный запрет на продажу топлива, и сейчас предприниматели, владеющие заправками, с большей свободой скупают бензин и ДТ. Еще одна хорошая новость: на западных нефтеперерабатывающих заводах снизилась стоимость нефтепродуктов. Впрочем, владельцы АЗС считают, что после мартовских выборов все вернется на круги своя.
— После нового года на западных НПЗ (начиная с Омска) топливные цены снизились примерно на 1,5 рубля и установились на уровне ноябрьских. На Дальнем Востоке цены остались на прежнем уровне. Сейчас мы скупаем бензин и дизельное топливо на Сургутском НПЗ. С 20 января «Роснефть» сняла запрет на продажу нефтепродуктов из Сургута, но это, скорее всего, временные меры, и после выборов президента цены вновь взлетят, — посетовал владелец одной из автозаправочных сетей Хабаровска.
По всей видимости, сейчас государство намеренно сдерживает цены и компенсирует нефтяным компаниям потери. 20 января глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что правительство достигло «принципиальной договоренности» с нефтяными компаниями, участниками рынка ГСМ, о замораживании цен на нефтепродукты. Речь идет о мелкооптовых сделках и рознице – цены должны оставаться на уровне декабря прошлого года.
— Думаю, что «оттепель» временна. В марте «Роснефть» продолжит давить мелкий бизнес путем искусственного дефицита топлива и повышения цен. Тогда и сбудутся прошлогодние прогнозы о монополизации рынка. Они начинают сбываться уже сейчас: представители «Роснефти» уже предлагали мне продать компанию. И на просьбах они не остановятся. На западе уже наметилась тенденция: частные компании почти полностью выкуплены в Новосибирске, Омске, Чите. Теперь их цель – монополизация рынка в Хабаровске, — считает тот же владелец АЗС.
— Объем продаваемой продукции на самом деле увеличен, но не намного. Сегодня я заказал на Комсомольском НПЗ 60 тонн дизельного топлива, а дали втрое меньше – 20 тонн. Раньше могли отгрузить вообще 5-6 тонн, — рассказывает другой владелец АЗС Хабаровска, также пожелавший остаться неназванным. – На данный момент наша компания закупает АИ-92 на Омском НПЗ, где суммарная цена бензина с учетом железнодорожных перевозок ниже, чем цена дальневосточных нефтепродуктов.
По словам владельца автозаправок, с нового года повысилась стоимость железнодорожных перевозок. Вместо обещанных 6% тариф взлетел сразу на 18%.
— А теперь ДВЖД отказывает мне в лицензии на перевозку цистерн. Мол, пути загружены. Это несмотря на то, что я торгую социально важным товаром. Тем не менее, на западных НПЗ цены упали, и сейчас возить бензин цистернами дешево. После выборов «Роснефть» попытается задушить местные сети АЗС и установить монополию – как в Комсомольске-на-Амуре, где розничные цены на нефтепродукты стабильно выше хабаровских на один рубль. «Роснефть» уже предлагала мне «лечь» под них – покрасить свои АЗС в желтый цвет, покупать нефтепродукты только у них и торговать топливом под брендом «РН», но я отказался: на тех условиях, которые они предложили, я не смог бы окупить своих затрат. Скорее всего, после выборов «РН» предложит выкупить бизнес полностью. Продам ли я его? Еще не знаю. Знаю лишь то, что ни от правительства, ни от рынка, ни от антимонопольщиков помощи ждать уже не приходится.