Один из основателей общественной организации «Потребконтроль» рассказал, как возникла идея открыть филиал и почему в краевой столице нужно защищать потребителей
Качество обслуживания во всех сферах в Хабаровске, как и в других регионах, вызывает немало нареканий со стороны потребителей. О том, почему появилась необходимость открыть в дальневосточной столице филиал Санкт-Петербургской общественной организации по защите прав потребителей, чем будет заниматься организация, что уже сделано, об этом и многом другом в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал один из основателей региональной общественной организации по защите прав потребителей «Потребконтроль» Алексей Черныш.
— Алексей Андреевич, что представляет из себя эта общественная организация?
— Это общество занимается непосредственно защитой прав потребителей. В Санкт-Петербурге оно работает с 2013 года, здесь филиал существует всего 10 дней. Еще такие филиалы есть в Уфе, Набережных Челнах, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде. То есть мы реагируем на жалобы или проводим самостоятельную работу – ходим с проверками. Ведь полномочия есть у любого человека и поэтому по закону о защите прав потребителей, мы можем себе позволить проверить кого-то.
— Как появилась идея открыть филиал в Хабаровске?
— Во-первых, здесь не было ничего такого в последнее время. Во-вторых, качество обслуживания во всех сферах в краевой столице вызывает сомнения. А ходить из-за этого каждый раз в отдел по защите прав потребителей – долго. Мы заинтересованы работать над нарушением прав потребителей быстро.
— Организация из Санкт-Петербурга следит за деятельностью местного филиала, или вы предоставлены самим себе?
— Они нас постоянно консультируют. Практически каждый день дают образцы необходимых документов. Мы им можем позвонить во время проверок и уточнить порядок работы, если возникают какие-то трудности с юридическими вопросами.
— Наверняка, в состав общества входят люди с юридическим образованием?
— Нет. Сейчас у нас есть три человека, но образование не юридическое. К тому же, заполнить заявление на вступление в общество может любой человек.
— В чем заключается работа общества, какой порядок?
— К нам может прийти человек с жалобой. Мы ее обрабатываем, потом идем с проверкой факта нарушения. Рассматриваем проблемный товар или услугу. После этого обращаемся в юридическую компанию, которая сопровождает нас. Далее пытаемся регулировать конфликт досудебно, либо ведем дело в суде.
— А члены общества могут быть инициаторами проверок?
— Можно работать инспектором, в обязанности которых входит посещение различных заведений города, магазинов. Сейчас мы ходим по магазинам с проверками и составляем акты. Через пять дней приходим с повторной проверкой. Как правило, через это время нарушения ликвидируются. Уже проверили 10 магазинов. Были в «Калинке», «Семейном» и других. Везде неправильно подан товар, неправильно оформлены ценники. Просроченного товара хватает на прилавках.
— По какому принципу выбираются магазины?
— Произвольно. Сами решаем, в какой пойти, потому что пока жалоб от потребителей на продуктовые магазины не поступало.
— Как реагируют продавцы и руководители на проверки? Происходили ли конфликтные ситуации?
— Конфликты были, но мелкие. А владельцев мы всего раза три встречали. Сначала они ведут себя агрессивно, но во время разговора складывается дружеское общение. И нарушители читают законы и претензии, понимают, что нарушения не выдуманные, а после идут навстречу.
— Что нужно соблюдать владельцам и персоналу магазинов, чтобы не попасться на нарушениях?
— Первое – соблюдать правила торговли. Второе – санитарно-эпидемиологические нормы. И в принципе все.
— Какие жалобы чаще всего поступают к вам?
— На управляющие компании. Есть даже коллективная жалоба. Но с УК сложно разрешать споры. Не так все быстро происходит. Потому что жалобу нужно подкрепить экспертизой и доказать. Длится это долго. Но сразу как приходит результат, мы начинаем отстаивать правоту клиента.
— «Общество» взаимодействует с какими-нибудь государственными органами?
— Пока ни с кем. Мы работаем недолго. И пока идем на контакт с Росрегулированием. Они ищут варианты для нашего содействия и советуют, как работать с нелегальной алкогольной продукцией и бороться с ней.
— Граждане, как это известно, не все знакомы с действующим законодательством, а кто-то боится отстаивать свои права. Вы уверены, что дело «пойдет», что ваша организация будет востребована среди населения?
— Я сначала тоже думал, что не «пойдет». Но начал изучать закон по защите прав потребителей, разговаривать с юристами и неожиданно для себя я понял, что население хочет добиваться результата и отстаивать права, если они нарушены. Но какая-то часть людей все равно привыкла молчать, но, несмотря на это, я уверен, что все пойдет хорошо и мы станем востребованными и заинтересуем людей.
— Что станет следующим в вашем списке организаций, в которых нужно провести проверку?
— Кафе, рестораны. Как правило там можно услышать больше всего жалоб и увидеть наибольшее число недовольных людей. Пока нас мало, все заведения проверить не сможем. Дальше будем смотреть.
— Какие планы на будущее?
— Нужно добиться сотрудничества с правоохранительными органами. Ведь с ними можно проверять нелегальных торговцев алкоголем, ходить в рейды по ночам. Правоохранительные органы станут поддержкой в проверках. Планируем проводить выездные проверки по всему краю, наладить систему составления претензий и научиться делать это очень быстро. Еще мы сделали сайт, постепенно его наполняем. И работаем над созданием единой «горячей линии».