Начальник управления транспорта городской администрации рассказал о том, какие изменения произойдут в транспортной инфраструктуре города в ближайшем будущем

Остановки общественного транспорта в Хабаровске планируется снабдить дисплеями, информирующими пассажиров о местоположении транспорта, а также точками доступа wi-fi . О том, какие еще новшества ждут транспортную инфраструктуру города, рассказал начальник управления транспорта городской администрации Андрей Слободенюк.
 
 
— Андрей Владимирович, муниципальный общественный транспорт в Хабаровске ежегодно перевозит более 100 млн человек – колоссальная цифра. Но приносят ли эти перевозки прибыль?
 
— Сегодня так устроено наше законодательство, что муниципальным органам власти определена только роль организатора перевозок, а все остальные функции являются контролирующими, находятся вне нашей компетенции. В частности, если говорить о тарифах, то они устанавливаются субъектом федерации, то есть краевыми властями. Единственным источником доходов для предприятий общественного транспорта являются средства, получаемые от продажи билетов и средства, получаемые от ЕСПБ. Тариф установлен таким образом, что он покрывает 2/3 себестоимости перевозки пассажиров. 
 
— В чем вы видите пути выхода из сложившейся ситуации?
 
— В установлении экономически обоснованного тарифа, а также за счет повышения эффективности работы транспорта, создания приоритетных условий, чтобы он был интересен и привлекателен для жителей Хабаровска, чтобы он был более комфортным, мог двигаться с большими скоростями. Например, на ул. Краснореченской, где сейчас идет реконструкция, появились отдельные участки для общественного транспорта, что также повлияет на повышение эффективности его работы и привлекательности для населения, чтобы люди пересели с собственного транспорта на транспорт общего пользования, как это сейчас и делается в большинстве российских городов.
 
— Вы упомянули об особенностях федерального законодательства, наверняка Вы мониторите эту тему. Кто-нибудь из других городов обращался ли в законодательные органы власти для того, чтобы изменить эту ситуацию, чтобы организация перевозок и установления тарифов была на местном уровне?
 
— Есть проект закона, который уже прошел второе чтение в Законодательной думе РФ в 2007 году и там завис. Мы регулярно работаем с законодателями и сегодня есть информация, что на осенней сессии он все же будет принят. Этот закон должен регулировать, в том числе, и деятельность органов муниципальной власти, добавляет им полномочия, конкретизирует их.
 
— Насколько известно, конкурс в Хабаровске на перевозку пассажиров по определенным маршрутам не проводился уже около восьми лет. К чему это приводит и что с этим делать?
 
— До этого периода конкурс проводился ежегодно. Он показал, что перевозчики не могут брать какие-то долгосрочные кредиты на развитие, а потому мы пошли навстречу перевозчикам и ввели периодичность проведения конкурса – раз в восемь лет, а потому конкурс должен состояться в ближайшее время. Но мы не видим целесообразности проведения сейчас этого конкурса, ведь мы ждем того закона, о котором я говорил ранее, который должен повлиять на ситуацию в целом. А так же ряд краевых нововведений, которые должны существенно повлиять на количество того транспорта, который сегодня обеспечивает перевозку пассажиров в Хабаровске. Но не будем пока забегать вперед.
 
— Мы знаем, что на некоторых маршрутах перевозчики, которые выиграли конкурс восемь лет назад, рано или поздно что называется «портятся» и, может быть, перестают выполнять свои обязательства.
 
— Сегодня в рамках имеющегося законодательства  контрольные функции возложены на органы федеральной власти – ГИБДД и органы Росавтонадзора, мы сотрудничаем с ними, проводим рейды. Каждый автобус обеспечен системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать массу характеристик транспорта, выяснить, по какому маршруту идет транспорт, меняет ли он схему и прочее. Мы передаем материалы в соответствующие федеральные органы и на основании них нарушители получают наказание. Все перевозчики оборудованы системой ГЛОНАСС. В идеале, любой может зайти со своего смартфона, который имеет необходимые функции, и отследить движение транспорта.
 
— Много сегодня говорится о доступной среде для инвалидов, а существует ли в Хабаровске доступная транспортная среда, ведь не секрет, что инвалиды-колясочники с большим трудом перемещаются на общественном транспорте?
 
— Сегодня существует федеральная программа «Доступная среда», с помощью которой на условиях софинансирования из городского и федерального бюджета приобретаются транспортные средства. В прошлом году, например, мы купили 13 автобусов марки «НЕФАЗ», низкопольные и оборудованные откидывающейся панелью. Мы приобрели за последние годы 17 трамваев – это оранжевые трамваи, думаю, все горожане их видели, они тоже низкопольные и тоже с откидывающейся панелью. В этом году мы уже приобрели два таких трамвая и планируем приобрести еще два. Здесь есть трудности. Нам обещали 59 млн рублей из федерального бюджета, но получаем мы в итоге 9 млн, но мы все равно будем покупать то, что мы запланировали, хоть и основная доля нагрузки ляжет на городской бюджет.
 
— В некоторых городах остановки общественного транспорта представляют собой некие точки общественно-политической жизни. Там установлены дисплеи, на которых транслируются, скажем, последние городские новости, есть возможность выхода в сеть Интернет. Планируется ли что-то подобное сделать в Хабаровске?
 
— Сегодня по поручению мэра Хабаровска Александра Соколова мы работаем над программой развития транспорта на ближайшую перспективу, где один из разделов будет посвящен этому вопросу. Хабаровск всегда в этом плане идет в первых рядах. Технологией ГЛОНАСС город оснастил свой общественный транспорт один из первых, автоинформаторы и бегущая строка также мы внедрили в городском транспорте одни из первых. То же самое касается и совершенствования остановок. Мы надеемся, что в ближайшей перспективе на остановках появятся информационное табло, на котором жители города смогут видеть информацию о движении транспорта, и точки доступа wi-fi.
 
— Если говорить о городском трамвае, то очень часто звучит мнение, что нужно убрать рельсы, расширить автомобильные дороги и отказаться от трамваев. Как Вы относитесь к такому мнению?
 
— Трамвай общепризнанно считается именно городским видом транспорта. Во многих городах он получил совершенно новую окраску, в связи с тем, что появляются новые технологии. Новые трамваи бесшумные, имеют плавный ход, более комфортабельные и более безопасные, при этом они имеют большую провозную емкость. Благодаря выделенным полосам, а в Хабаровске протяженность путей составляет 66,6 километров, они идут с большими скоростями движения. Но существует и ряд проблем, с которыми мы сегодня работаем: это содержание пути, обновление подвижного состава. Думаю, что в ближайшей перспективе мы должны выйти на серьезный, качественный уровень, обеспечить достаточно высокую скорость движения и новый подвижной состав, что, я думаю, хабаровчанам будет по душе. Лично я, когда езжу на новом трамвае, то получаю удовольствие от такой поездки.

От