Все мы с нетерпением ждем первых слов малыша, эти «мама», «амам», «дай» становятся знаками нормального развития, дают маме уверенность, что ребенок не хуже других, а она сама все делает правильно…
Все мы с нетерпением ждем первых слов малыша, эти «мама», «амам», «дай» становятся знаками нормального развития, дают маме уверенность, что ребенок не хуже других, а она сама все делает правильно. Боже, как для меня это было важно! В словарном запасе двухлетки до 200-300 слов, малыш может называть себя в третьем лице, задает вопросы и называет предметы на картинке – это было про соседскую девочку, но не про нас! Моя дочь молчала…
В 2 года мы пошли по врачам. Педиатр при осмотре обратила внимание на нежелание говорить, но сказала, что, если ребенок произносит хотя бы пару слов, как в нашем случае, о ЗРР (задержке речевого развития) речи не идет. Невролог и логопед осмотрят малыша, но часто отказываются заниматься до 3 лет. Как же разговорить молчуна?
Итак, если ваш 2‑х летний ребенок совершенно здоров, но играет в партизана, стоит учитывать темперамент, характер, и то, когда начинали говорить родители ребенка. А также признать в этом свою вину (мне это было очень тяжело!):
- постоянно включенный телевизор;
- вы сами мало разговариваете с малышом;
- узкий круг общения;
- отсутствие массажа, пальчиковых игр и совместных игр вообще, книг, мелкой моторики, новых впечатлений.
Все это было про меня! «Разболтать» дочку мне помогали психолог (наша бабушка) и логопед (подружка бабушки). Не скажу, что всегда соглашалась с ними, но за месяцы работы у меня сложилось свое мнение по этому вопросу. Вот что, по моему мнению, нужно сделать, чтобы ребенок заговорил:
1. Создать небольшой стресс и дарить новые впечатления. Это может быть поездка, поход в непривычное место. В нашем случае это был перелет из Омска в Москву и отсутствие в Москве снега (Вика не знала, как идти по асфальту).
2. Создать речевую среду, т.е. на уровне глаз повесить картинки или фотографии, плакаты. Ребенок должен заинтересоваться картинками. Подходим к изображению, объясняем, что нарисовано, стараемся произносить медленно и разборчиво, чтобы движения губ были видны. Дети учатся говорить подражая, как бы читают по губам. Я до сих пор при новом слове прошу ребенка посмотреть на мои губы.
3. Ходите в гости, на выставки и в игровые комнаты, запишитесь в кружок. В 2 года нам рекомендовали общаться детьми-ровесниками, которые умеют говорить, ведь дети не стараются понимать жесты друг друга: если хочешь быть в игре — придется общаться так, чтобы тебя поняли. Вике пришлось подходить, знакомиться, просить игрушки.
4. Читайте книги на разные голоса, стихи, где ребенку нужно заканчивать за вами строчку, журналы, в которых вместо слов картинка.
5. Малыш должен понять, что говорить выгодно. Придумайте систему вознаграждения. Может, это и непедагогично, но действенно. И хвалите, хвалите.
6. Массаж, но не только общий, а для ручек и ножек. Это и сорока-белобока, и много других интересных потешек. В аптеке продаются мячики для су-джок терапии – их используют, в том числе, и для стимуляции мелкой моторики. Катаем в ладошках, надеваем колечки из комплекта, можно посмотреть ролики по занятиям в дет саду с такими шариками. Вообще, мелкая моторика – наше все, потому что центр, отвечающий за неё, находится рядом с речевым. Речь, движение и мышление – функции лобной части головного мозга, стимулируя одно, мы стимулируем и другое.
7. Артикуляционная гимнастика. Считается, что даже если ребенок хочет говорить, а мышцы лица слабые – ничего не получится. Сначала тренировались перед зеркалом с логопедом, потом нам дали книгу Косиновой «Уроки логопеда». Оказалось, в интернете и в книжных магазинах полно материалов по артикуляционной гимнастике. Главное – выбрать подходящее время, когда малыш еще не устал и не заинтересовался игрушками (по 15 минут после сна и когда есть желание). Книга пригодилась в первые 3 месяца, потом занимались по цветным распечаткам из других книг, или я сама придумывала упражнения.
8. Играйте с ребенком в ролевые игры. Пусть у вас дома появится кукла (даже у мальчиков), которую можно кормить-купать-одевать. Кукле надо петь песенки, рассказывать, как прошла прогулка, и пересказывать сказки.
9. Мультики и телевидение никуда не спрячешь. Современному 2-летке планшет хочется не меньше, чем его родителям. Старайтесь включать передачи, в которых нет насилия, а мультики показывайте как можно реже. Раньше Вика смотрела Тини Лав, Маленький Эйнштейн и канал Ти Джи – в результате некоторые слова она произносила на английском, а мы с мужем и не замечали. Если ребенок растет не в билингвальной семье, так делать не стоит. Планшетом мы пользуемся, но для познавательных игр. Даже в интерактивной игре ребенок должен озвучивать свои действия.
10. Озвучивание. Постоянно, с рождения малыша комментировать свои действия должна каждая мама, которая хочет, чтобы ее ребенок заговорил. Неважно, что вы делаете, – объясняйте, говорите, спрашивайте у малыша, пойте потешки и колыбельные . Учите ребенка петь с вами вместе. Я купила планшет Азбукварика, довольно популярная сейчас игрушка. Вика с удовольствием пела куплетики оттуда на улице, а дома включала мультконцерт. Аудиосказки тоже слушали, чтоб потом пересказать.
Заставлять, сравнивать с друзьями, отчаиваться или ругать нельзя. Здоровый ребенок рано или поздно заговорит. Главное – набраться терпения и заниматься с малышом. В общей сложности, на постоянные занятия с дочкой я потратила пять месяцев. Сейчас она цитирует произведения Чуковского, русские народные сказки, в садике её назвали болтушкой.
Мне как-то сказали, что можно было и не заниматься. Просто пришло время, вот ребенок и заговорил. Возможно, но от общего времяпровождения мы получаем удовольствие, учим друг друга.
Материалы сайта http://agulife.ru