Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

1. «Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

7. «Эффект аудитории»

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Смысл его в том, что человек ведёт себя по-другому в присутствии толпы или другого человека. Он может волноваться, переживать сильные эмоции, смущаться или пытаться понравиться представителям противоположного пола. В итоге поведение и мысли человека в значительной степени отличаются, когда он наедине с собой или с кем-то в компании. Здесь же можно отметить и эффект Зеркала, когда человек начинает зеркалить действия и поведение другого человека.

8. «Эффект Монте-Карло».

Многие привыкли связывать два или более независимых события и ожидать при этом какую-то вероятность. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают.

9. «Эффект Рингельмана»

по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.

10. «Эффект консерватизма» (лат. conservare — охранять, сохранять).

Обычно мы сохраняем устоявшееся мнение при оценке какого-либо события, игнорируя вновь поступающую информацию.

11. «Эффект края».

Переоценка вероятных событий и недооценка маловероятных событий. В частности, человек обычно совсем игнорирует редко случающиеся вещи (к примеру, землятрясение) даже при их чрезвычайной значимости.

12. «Эффект наглядности».

Переоценка вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.

13. «Эффект репрезентативности» (фр. reprentatif — показательный).

Переоценка надежности малых выборок и перенос их свойств на всю общность. Пример: нельзя делать выводы о том, каково мнение всего населения на основе опроса небольшой его части.

14. «Эффект эгоцентризма» (лат. ego — я + centrum — центр) — феномен принятия решения.

Переоценка события в том случае, если её вероятность подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

15. «Эффект якоря».

Часто случается у людей, которые привыкли доверять мнению каких-либо «авторитетов». Такие люди обычно сдвигают свое мнение о событии (людях) в сторону первоначальной точки отсчета, которую высказал «эксперт».

От