К пяти годам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка. Неправильное произношение считается нарушением речи. Но попытаться исправить их можно и без помощи логопеда — при помощи следующих упражнений.

К пяти годам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка. Неправильное произношение считается нарушением речи. Но попытаться исправить их можно и без помощи логопеда — при помощи следующих упражнений.

Чаще всего проблемы возникают с произношением сонорных звуков (Р, Л), и шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ).

Для того чтобы выявить недостатки произношения звуков, попросите ребенка прочитать стихотворение или рассказать сказку, в которых встречается нужный звук. Надо проверить как мягкий вариант звука, так и твердый. Нередко, ребенок, которому не удается произнести звук «Р» в слове «рыба», четко произносит его мягкий вариант в слове «ряска», например.

    Р — нарушение этого звука происходит наиболее часто. Попытайтесь получить звук по подражанию. Предложите ребенку вслед за вами изобразить рокот мотора, или рычание льва — ррррр. Кончик языка при произнесении должен вибрировать. Если этого не происходит, возможно, это связано со слабостью выдоха. Тут поможет дыхательная гимнастика. Для усиления выдоха можно подуть на кусочки бумаги, ватки, надувать воздушные шарики.

    Постановка звука. При полуоткрытом рте нужно произносить звук ддддд, постепенно ускоряясь. Кончик языка находится у верхних зубов. Одновременно указательным пальцем (разумеется, чистым) под кончиком языка производить колебательные движения. Звук закрепляем в слогах. Сначала с гласными буквами: ра, ар, затем в сочетании с согласными.

   Л — нарушение этого звука, хотя и не так часто встречается, как Р, но все же, достаточно распространено. Для получения этого звука нужно прикусить кончик языка зубами, и протяжно произносить звуки Ы или У. Закрепляем звук точно так же как Р: сначала с гласными буквами: ла, ал, затем в сочетании с согласными.

   Ж — если этот звук не удается получить по подражанию, нужно произносить протяжно звук З. В момент произнесения, поднять кончик языка и выдвинуть губы вперед. Звук закрепляем в слогах. Сначала с гласными буквами, затем в сочетании с согласными.

   Ш — то же самое, что со звуком Ж, но используем С вместо З. Если этот звук не удается получить по подражанию, нужно произносить протяжно звук С. В момент произнесения, поднять кончик языка и выдвинуть губы вперед. Звук закрепляем в слогах. Сначала с гласными буквами, затем в сочетании с согласными.

   Ч — получить этот звук можно много кратным произнесением звуков Ть-Шь.

   Щ — произнесением звуков Шь-Шь.

   З — высунуть язык, произносить звук ССС, и одновременно подуть по центру языка.

   С — образуется за счет приподнятой спинки языка.

   Ц — при быстром произнесении звуков ТС.

   Все звуки сначала закрепляем в открытых (гласная после нужного звука), потом в закрытых (гласная перед звуком) слогах!

   Желаю вам терпения и удачи в занятиях с малышом!

 

Материалы сайта http://agulife.ru

От