Лето – замечательное время для того, чтобы ребята поработали над повышением своего интеллектуального уровня: прочитали рекомендованные книги, открыли для себя новых авторов!

Лето – замечательное время для того, чтобы ребята поработали над повышением своего интеллектуального уровня: прочитали рекомендованные книги, открыли для себя новых авторов!

 Почему оценки по литературе у всех разные?

В конце шестого класса успехи в изучении такого предмета школьной программы, как русская литература, у всех разные: одни ученики с каждого урока уходят с самой высокой оценкой, у других результаты скромнее, а третьим и вовсе нечем хвастаться – последним чаще всего кажется, что учитель занижает им отметки. И некоторые родители в этом солидарны со своими детьми: «Ребенок же все прочитал!» – сетуют они, увидев в дневнике не ту отметку, которую они ожидали.

 В действительности же высокую оценку в средней школе дети получают не за то, что прочитали книгу, а за то, что могли на уроке анализировать произведение, аргументированно отвечать на поставленные учителем вопросы, имели свою точку зрения и могли ее объяснить. Как раз летом и можно больше внимания уделить не только самому чтению, но и развитию навыков работы над прочитанным текстом.

 Чем можно помочь детям?

Если родители на самом деле заинтересованы в успехах своего сына или дочери, они должны обеспечить их необходимой литературой, заданной в школе на лето, и, кроме того, найти время для того, чтобы побеседовать с ними о прочитанных книгах. Возможно, кто-то из родителей подумает: «Оценка по русской литературе не так-то и важна! Есть более нужные предметы!» Действительно, возможно, ребенок никогда не свяжет себя в будущем с филологическим факультетом, и все-таки прочитанные книги не будут для него лишними. Не секрет, что читающие дети легче усваивают все гуманитарные предметы, грамотнее пишут, красивее говорят. Поэтому список литературы на лето для 6 класса не должен затеряться: большую часть предложенных учителем книг ребенок должен прочитать. Если на конец учебного года такого списка у ученика не оказалось, можно воспользоваться следующим:

 А.Г.Алексин. «Самый счастливый день».

 В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

 Ф.Искандер. «День Чика».

 Ю.П.Казаков. «Тэдди», «Тихое утро».

 В.П.Крапивин. «Валькины друзья и паруса», «Та сторона, где ветер».

 Д.С.Мережковский. «Природа».

 С.В.Михалков. «Сомбреро».

 А.П.Платонов. «Никита», «Путешествие воробья».

 Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

 А.Н.Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

 Ю.В.Яковлев. «А Воробьев стекло не выбивал…», «Рыцарь Вася».

 Та сторона, где ветер

 Кортик

 Васюткино озеро

 Выстрел

 Многие ребята очень любят фантастику:

 А.Р.Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия».

 К.В.Булычев. «Девочка с земли», «Пленники астероида».

 Обратите внимание детей на произведения зарубежных авторов:

 Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».

 В.Гюго. «Козетта».

 А.Линдгрен. «Расмус-бродяга», «Мадикен и Пимс Юнибаккена».

 В книги на лето для детей 12 лет уже могут войти и произведения А.Конан Дойля, А.Кристи – многие ребята зачитываются детективными историями.

 Девочка с Земли

 Расмус-бродяга

 Козетта

 Голова профессора Доуэля….

 Возможно, кого-то из детей увлечет приключенческая литература:

 Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан».

 Майн Рид. «Всадник без головы».

 В.Скотт. «Айвенго».

 Айвенго. Квентин Дорвард

 Пятнадцатилетний капитан

 Всадник без головы

 Родители должны обращать внимание, нравится ли ребенку книга. Если закладка неделю лежит на одной и той же странице, надо предложить ему другую книгу – значит, до предложенной ранее он еще не дорос.

 Какие требования к ученику предъявляются на уроке литературы?

Родители могут столкнуться с такой ситуацией: их ребенок старательно читает одну за другой все заданные на лето книги для 6 класса и даже ведет читательский дневник, но на предложение пересказать содержание какого-нибудь произведения, он отвечает примерно так: «Задавайте вопросы – я буду отвечать!» Он действительно ответит на вопросы – отвечать легче, чем пересказывать содержание. Попробуйте все-таки заставить его проговорить несколько минут самому, то есть пересказать текст или фрагмент текста – и вам сразу станет ясно, какие он испытывает трудности при устной монологической речи. При разговоре они иногда не так заметны, поскольку ребенок строит простые короткие предложения, старательно обходя речевые трудности – пересказ же их отлично выявляет.

 С такими недостатками, как использование слов-паразитов («типа», «это самое», «ну это» и другими), неоправданным повтором одних и тех же слов, невыразительностью речи нужно планомерно бороться. Если еще обнаружится, что, пересказывая текст, ребенок «глотает» окончания, растягивает гласные звуки, картавит или допускает еще какие-либо погрешности в произношении слов – не мешает записаться на консультацию к логопеду. Этот специалист бывает очень нужен не только детям дошкольного и младшего школьного возраста, но и ученикам средних классов – во взрослом возрасте дефекты речи устранить сложнее.

 Надо отметить, что заданные учителем книги для 6 класса на лето соответствуют уровню развития двенадцатилетних детей, то есть сложными они для них не будут! Вот примерный план, по которому ребенок должен уметь анализировать произведение:

 1. Назвать автора произведения, время написания.

2. Определить жанр произведения (повесть, рассказ, сказка, былина, легенда и т.д.).

3. Отметить особенности композиции.

4. Охарактеризовать главных героев, сопоставить их характеры, поступки (опираясь на текст произведения).

5. Выразить свое отношение к героям.

6.Дать оценку произведению, акцентируя внимание на следующем: чему учит рассказ или повесть, почему такие книги нужно читать и т.д.

Постепенно ребенок привыкнет, что «зачет» по книге от родителей он получает только тогда, когда они вместе детально разобрали ее. Такой подход к летнему чтению значительно упростит ребенку работу на уроках по гуманитарным предметам в учебном году; поможет быстро вчитываться и в условия задач на уроках, связанных с точными науками.

 Отзыв о прочитанном произведении – показатель степени интеллектуального развития ребенка

И если с устными заданиями большинство шестиклассников справляются хорошо, то предложение учителя написать небольшой отзыв о прочитанной книге у многих вызывает затруднение: никак не получается красиво изложить на письме то, что легко удавалось высказать при устном опросе. Однако все приходит с опытом. Стоит ребенку поупражняться в написании отзывов, как и с этим заданием он будет справляться намного легче. В читательском дневнике можно отвести отдельные странички для отзывов. Конечно, родителям придется проверять их и редактировать, помогая ребенку учиться грамотно выражать свои мысли. Хорошим упражнением для развития речи будет также написание мини-сочинений на различные темы: «Моя любимая книга», «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель» и другие.

 К концу лета, при систематическом чтении и регулярной работе над отзывами, станет заметно, насколько лучше стала устная и письменная речь ребенка. Затраченное на книги время окупится сторицей: ребенок будет лучше говорить, грамотнее писать, расширит свой кругозор, почувствует себя более уверенно, в сентябре ему будет намного легче приниматься за учебу!

 

Ольга Крусь (учитель русского языка)

 http://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-dlja-detej-12-let

От