Чтение вслух помогает ребенку понять окружающую действительность, пополнить свой словарный запас, расширить свой взгляд на мир, подготовиться к обучению самостоятельному чтению.

«Бывают в этой жизни миги,

Когда накатит благодать,

И тут берутся в руки книги

И начинаются читать…» (И.Иртеньев)

И с рождением ребенка хочется, чтобы эти «миги» приходили чаще. А как же иначе? Читать малышу — это не простое приятное времяпрепровождение, это намного больше.

Чтение вслух, знакомство с удивительными историями помогает ребенку понять окружающую действительность, пополнить свой словарный запас, расширить свой взгляд на мир, подготовиться к обучению самостоятельному чтению.

Возникает резонный вопрос — когда, в каком возрасте начинать чтение? Кто-то читает малышу уже с первых дней после рождения, кто-то и того раньше.

Малыши до 4 месяцев еще не знают, что именно изображено на картинке в книге, но они могут уже сосредоточиться на них, особенно если это лица, яркие цвета или контрастные узоры.

Между 4 и 6 месяцами ребенок проявляет больше интереса к книгам. Хотя интерес этот связан больше с тактильными ощущениями — захватывать и удерживать книгу, пытаться взять в рот, пожевать.

В возрасте 6-12 месяцев малыш начинает понимать, что картинки представляют собой конкретные объекты. В процессе чтения ребенок будет хватать книгу, пытаться переворачивать страницы, указывать на знакомые, особенно интересные предметы на странице, повторять за вами звуки, части слов.

1-3 года — время активного развития речи. В процессе чтения малыш усваивает все новые и новые слова. А крупные, без излишней детализации, иллюстрации помогают в этом — зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым.

Так что, как видим, никогда не рано и не поздно. Просто, начиная это увлекательное занятие, надо обязательно учитывать возрастные особенности малыша и не ждать от него с пеленок сразу абсолютного внимания и понимания.

ЧИТАТЬ: КОГДА И СКОЛЬКО

«…Да-да! Читать — ходить глазами.

За ручку с мамой — после — сами…» (А.Усачев)

Наверное, любая мама задается вопросом — когда и сколько читать, какие книги выбирать, как заинтересовать ребенка чтением. Ведь от этого, в дальнейшем, зависит, подружится ли малыш с книгами и как будет читать сам. Давайте посмотрим, что об этом говорят специалисты по детской психологии.

1. Внимание ребенка — непроизвольно, т.е. долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности ему нелегко. Хотя с возрастом внимание становиться более устойчивым. В 1 год малыш может удерживать внимание на одном каком-то действии, игре, игрушке около 10 минут, в 2 года — уже порядка 20 минут, а в 3 года – примерно 30 минут. А если интерес силен, то ребенка и через полчаса от увлекательного занятия не отвлечь.

Соответственно, и в отношении чтения можно опираться на эти возрастные «нормативы». Главное, не переусердствовать и не принуждать. Если действительно интересно, то малыш с удовольствием будет слушать.

Как «подогреть» внимание?

— читайте медленно, эмоционально, по-разному озвучивая разных персонажей

— акцентируйте внимание на картинках

— просите ребенка помогать переворачивать страницы

— побуждайте малыша показать/рассказать, кто изображен на странице, повторять за вами фразы, слова из книги

— предлагайте не только хорошо знакомые книги, но и что-то новое

2. Мышление малыша — предметно-действенное.

Т.е. маленький ребенок лучше понимает, о чем идет речь тогда, когда перед его глазами изображение происходящего, а не только словесное описание.

Поэтому основное требование к книге — наличие картинок, по возможности, крупных, на каждой странице. Картинки помогут проследить действие истории, которую вы читаете, т.е. слово и образ будут дополнять друг друга.

3. И еще несколько слов о «режиме» чтения.

Вы можете читать перед сном или днем, когда ребенок сыт и спокоен. Выбирайте то время, которое удобно вам и малышу. Самое главное правило — пусть это будет один раз и понемногу, но каждый день и в одно и то же время (так как, чисто психологически, постоянство во всем для ребенка такого возраста (0-3 г.), очень и очень важно).

ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ: ЧТО?

«С ногами залезу на темный диван,

Зажмурю глаза, чтоб удобней мечтать, —

мне папа сегодня волшебный роман

с цветными картинками будет читать…» (А.Анпилов)

Самый волшебный роман для малыша — это, конечно же, сказка.

Роль сказки в развитии ребенка изучали как отечественные, так и западные психологи.

Резюме научных изысканий:

«Сказка, и не просто, а именно народная, может овладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем» (Бруно Бетельхейм).

Что именно выбрать? Те же народные сказки представлены в разных интерпретациях/переводах. С иллюстрациями как наших современников (С.Бордюг, Н.Трепенок, Н.Устинов), так и давно известных классиков книжной иллюстрации (И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев и др.). Хорошим подспорьем в выборе могут послужить книжные интернет-магазины. Во многих из них есть возможность «полистать» приглянувшуюся книгу, почитать отзывы и, неспеша, сделать выбор.

Народные сказки с повторяющимися фрагментами (Колобок, Репка, Теремок и т.п.) — лучший выбор для самых маленьких читателей — короткие, хорошо запоминаются.

Не забудем также про мелодичные недлинные стихи (и народные песенки-потешки, и произведения любимых классиков А.Барто, З.Александрова, Е.Благинина, А.Шибаев и др., и стихи современных авторов — А.Усачев, Г.Лагздынь, М.Дружинина).

В возрасте постарше хороши будут:

— истории из жизни самих малышей (например, «Маша и Ойка» С.Прокофьевой, «Миша ищет ночлег» С.Коваленкова, истории «Про Зайку»),

— приключения («Котенок по имени Гав» и «Приключения Пифа» Г.Остера, приключения героев из Простоквашино, Чебурашки и крокодила Гены Э.Успенского, сказки В.Сутеева, истории про Кротика З.Милера и бобра Кастора Л.Клинтинга и др.),

— сказки в стихах (К.Чуковский, С.Маршак).

Выбрать есть из чего. А задача родителя — с одной стороны — показать все разнообразие, с другой стороны, — по максимуму учитывать читательские интересы малыша (кто-то больше стихи любит послушать, кто-то только истории про животных и т.п.). И тогда…

«…И тогда откроют книжки –

Замечательные книжки –

Замечательную жизнь!» (Л.Крутько)

 

 

Материалы сайта http://agulife.ru

От