В 4-летнем возрасте малыш еще не очень хорошо различает некоторые звуковые тонкости, поэтому часто при произношении путает буквы.

В 4-летнем возрасте малыш еще не очень хорошо различает некоторые звуковые тонкости, поэтому часто при произношении путает буквы.

 По-началу родителям это кажется забавным. Мама тискает кроху, а он хохочет и говорит: «Сикотно!» Или вечером с серьезным видом идет в ванну и сообщает папе: «Я иду тистить зубы!» Вроде бы все понятно, ни маме ни папе не нужен перевод. А попытки поправить малыша ни к чему не приводят. Он старательно повторяет слова, но с теми же ошибками.

 В возрасте до 6 лет детки часто заменяют шипящие «Щ» на «СЬ», а «Ч» на «ТЬ». Казалось бы, что в этом страшного. Кроха подрастет и научиться говорить правильно. Но проблемы могут начаться уже в первом классе, когда начинает работать правило «как слышится, так и пишется» и у ребенка возникают дисграфические ошибки.

 Задача родителей не только поправлять ребенка, когда он говорит неверно, но в первую очередь подготовить маленькие язычок и губки к сложному произношению.

 Первой нужно освоить букву «Ш» — она наиболее легкая в произношении из всех шипящих.

 

Упражнение №1

 На прогулке обращайте внимание на проезжающие машины, а к одной из стоящих на стоянке машин можно подойти и внимательно посмотреть на колеса.

 Покажите малышу, что все колеса стоят на дорожке ровно. Также и язычок, а точнее его боковые края, должны плотно прилегать к зубкам,

 Язычок, как и машинка, должен научиться кататься по зубам, словно по дорожке. Вместе с малышом сделайте это упражнение: покатайтесь язычок вперед-назад по зубкам таким образом, чтобы боковые края языка плотно прилегали к зубам. Если малыш не может понять где бока у языка, предложите ему положить язык на зубы и чуть-чуть прикусить. Места, где зубки кусают язычок и есть бочка языка.

 Теперь поднимаем середину языка к небу и выдуваем воздух. Губы вытягиваем вперед. Получается звук «Ш».

 Упражнение непростое, поэтому осваивайте его поэтапно. Зато когда в совершенстве освоите звук «Ш» можно переходить к более сложному  «Щ».

  

Упражнение № 2
 Выполняется точно также, как и первое. С тем лишь исключением, что мышцы язычка и губ напрягаем сильнее. Боковая края язычка с силой упираются в верхние зубки и мы интенсивнее выдуваем воздух.

 Если сложная «Щ» никак не хочет получаться, на помощь придет… обычная чайная ложечка.

Для этого под язычок мама должна подвести ложку и попросить малыша произнести звук «СЬ». В это время мама осторожно приподнимает еще чуть-чуть и отодвигает назад переднюю часть языка ребенка. Так и простого «СЬ» получается сложная «Щ».

 

Упражнение № 3
Настало время практиковаться. Как только у малыша получилось правильно произнести «Щ», как можно чаще повторяйте эту букву. Но не просто так, малышу это быстро наскучит, а ищите вокруг себя вещи и явления, которые издают этот звук.

 Вот дворник метет метлой улицу «Щ-щ, щ-щ»

 Вот папа чистит брюки «Щщщ, щщщ»

 Вот пылесос чистит ковер: «Щщщщщщщщ»

 Поиграйте в слова, вспомните те, в которых есть звук «щ».

 Разучивайте стишки, загадывайте загадки (в ответе на которые будет присутствовать звук «щ»).

 

Упражнение №4
 Следующий звук – Ж.

Е го произношение легче освоить после звука Щ, потому что положение языка и губ при произношении этих звуков похожи.

 Только для произнесения Ж нужно еще больше выгнуть язычок, как бы подтянуть его к небу, но неба не касаться. Затем следует напрячь голосовые связки. И теперь попробовать пожужжать, копируя звук, который издают насекомые.

 Поиграйте: представьте, что вы большие жуки, которые летаете по квартире и садитесь то на один цветок (стул), то на другой (диван). Расправьте крылышки-ручки и, жужжа, «летайте» по квартире.

 Когда у малыша звук Ж будет четким и звонким, усложните задачу, подключайте гласные буквы, произносите звуки:

 Жа, жо, жу, жи

 

Игра:

 — Я жук с ромашковой поляны – жа-жа-жа

А я жук с поляны, где растут розы – жу-жу-жу

А я жук из темного-леса – жу-жу-жу….

 

Упражнение №5
 Переходим к следующему звуку «Ч».

Он складывается из уже знакомых нам звуков «ТЬ» и «Щ». Если их произнести один за одним очень быстро, то получится «Ч».

 Еще один способ научиться говорить Ч: во время произношения Т слегка нажать пальчиком на уголки рта и вытянуть вперед губки: кончик языка отодвигается назад и получается звук Ч.                                        

Материалы сайта http://agulife.ru

От