Нелегальные такси продолжают наводнять город, несмотря на громкие заявления чиновников и силовиков в минувшем году
В прошлом году правительство края, ГИБДД и УВД по Хабаровскому краю планировали приступить к решительным мерам по борьбе с таксистами-нелегалами. Прежде всего, в законе «О такси» (ФЗ №69) были введены поправки, увеличивающие размер штрафов таксистам, которые работают без специальной лицензии, до 5000 рублей. Поправки вступили в силу 1 января 2012 года.
В декабре начальник краевого управления ГИБДД Игорь Петряшин заявил о начале «охоты за бомбилами» – планировалось создание специальных групп полицейских, которые в штатском будут подсаживаться к перевозчикам в качестве обычных пассажиров (что-то вроде «контрольной закупки», таксисты так это и называют) и с помощью видео фиксировать нарушения. А еще летом краевое министерство промышленности и транспорта совместно с УВД намеревались создать рабочую группу по борьбе с бомбилами. Но обещания были выполнены лишь отчасти.
— В июне прошлого года на совещании с участием представителей множества причастных ведомств было решено создать межведомственную рабочую группу по борьбе с таксистами-нелегалами, утвердить состав участников, цели, задачи, график работы, – напомнил председатель Хабаровской ассоциации такси Андрей Никонов. – Нам пообещали в кратчайшие сроки дать ответ, как и когда будет создана группа – но не ответили. Насколько мне известно, за девять месяцев группа так и не родилась. А ведь план ее работы был так прост! Работаем по 4-5 рабочих дней. Первая неделя – проверяем таксистов-нелегалов. Вторая неделя – работаем с грузоперевозчиками. Третья – смотрим бомбил-автобусников. Четвертая – подводим итоги. В состав рабочей группы обязательно должны были войти сотрудники прокуратуры, УВД. Штрафы для бомбил планировались вплоть до изъятия машин на арестплощадку.
По сведениям пресс-службы краевого УВД, рабочая группа создана и находится в ведении заместителя министра промышленности и транспорта, начальника управления дорожной деятельности и автотранспорта Павла Мысина. Проверить эту информацию так и не удалось. Замминистра отказался от комментария, сославшись на отсутствие руководства – самого министра промышленности и транспорта. Между тем, в минпромтрансе «Комсомолке» заявили, что борьба с бомбилами находится вне их полномочий.
— Наша структура исполняет закон «О такси». А ему подзаконны лишь те таксисты, которые зарегистрированы, легальны. Сами же бомбилы не подчиняются закону, и потому наказывать мы их не вправе. Контроль над нелегалами должны осуществлять ГИБДД, – сообщил главный специалист отдела автотранспорта Александр Коротков.
Впрочем, по его словам, работа по организации деятельности легальных таксистов уже успешно ведется. Так, в Хабаровске будет организовано 13 официальных парковок такси, в Комсомольске-на-Амуре – 10. Это те места скопления машин, на которых смогут присутствовать только зарегистрированные предприниматели. В Хабаровске это аэропорт, железнодорожный вокзал, район торгового центра «Большая Медведица» и другие транспортные узлы.
Начальник управления транспорта администрации Хабаровска Владимир Шкурин также отмежевался от борьбы. И тут же пожаловался на бомбил-автобусников.
— На данный момент самые проблемные маршруты – 333-й и 91-й, по ним ходит много автобусов, которые не получили в нашем ведомстве разрешение на перевозку пассажиров, а значит, не согласовали расписание проезда, не проходят медицинскую и техническую проверку. Мы пытаемся бороться с нелегалами на уровне правительства края, прокуратуры. Просим правительство уже около восьми лет развязать нам руки, но пока безрезультатно. Для нас главное даже не поступления в бюджет, а здоровье пассажиров. Автобусов, производящих легальную перевозку пассажиров, в нашем городе около 1150 вместе с маршрутками. Хотя должно быть 600 из расчета 1 автобус на 1000 жителей, – рассказал он.
К слову, по статистике Андрея Никонова, в Хабаровском крае всего около 10 тысяч автоперевозчиков. Из них на легальную перевозку пассажиров получили разрешение немногим более тысячи. Около трехсот работают в Хабаровске, остальные в районах. Сейчас каждый легальный таксист ежеквартально выплачивает в бюджет 4000 рублей. Это значит, что если все 10 тысяч таксистов легализуют свой труд, налог от их деятельности увеличится до 40-60 миллионов рублей в квартал!
— Все сводится к тому, что сотрудники силовых структур не хотят работать. Что проще, казалось бы, – взять машину ГИБДД и проехать по стоянкам таксистов, записать номера бомбил и выписывать штрафы, – полагает глава ассоциации таксистов.
Удивительно, но, как сообщила сотрудница краевого ГИБДД Светлана Милецкая, проверка лицензий на перевозку пассажиров и «вылов» нелегальных автоперевозчиков не входит в обязанности работников ГИБДД. По мнению силовиков, это обязанность минпромтранса.
В других городах России ГИБДД все же ведет борьбу с бомбилами.
— В Туле идет активная работа, силовики проверяют диспетчерские службы и самих таксистов, а следовательно, и бомбил. ГИБДД проводит рейды совместно со СМИ и общественными организациями на улицах города, – сообщил Андрей Никонов. – Во Владивостоке также ГИБДД совместно с телевидением проводит «контрольные закупки». А недавно мы выложили на форуме хабаровской ассоциации таксистов видео с захватом пяти бомбил из Санкт-Петербурга и арестом их автомобилей. Почему не выполняют закон «О такси» наши силовики – неизвестно.