«Мне некогда, я кушать готовлю!», «Я устала!»… — слышит ребенок изо дня в день. А потом подросток, неудовлетворенный родительским вниманием с мыслью о том, что родителям до него нет дела, идет за советом не к маме с папой, а к друзьям…
Детство – самое удивительное, чудесное и таинственное время нашей жизни. Как правило, родители стремятся дать своему любимому чаду все самое лучшее. Появившийся на свет ребенок окружен вниманием и любовью всех членов семьи, целой братией бабушек, дедушек, дядей, тетей… для молодых родителей мир предстает в ином свете, все мысли и действия подчинены только одному ему – крохотному ангелу.
Но время идет, и вот уже молодая мама выходит на работу, и жизнь в очередной раз переворачивается с ног на голову: встать пораньше, чтобы приготовить завтрак, собрать ребенка в детский сад или написать список дел для няни, наконец, самой собраться на работу. К вечеру уставшая мамочка еле доползает до дома и опять куча домашних дел. Только уже не упадешь безмолвно на кровать: дома ждет маленький почемучка с непременным требованием с ним поиграть.
Какой чаще всего слышат ответ наши драгоценные создания на эту просьбу? «Мне некогда, я кушать готовлю!», «Я устала!»… и так изо дня в день. И вот уже вчерашний малыш, а нынешний подросток, неудовлетворенный родительским вниманием с мыслью о том, что родителям до него нет дела, идет за советом не к маме с папой, а к друзьям… сценарий дальнейших событий, думаю, вам уже представился. Родители такого подростка удивляются: «Как из милого мальчика вырос такой грубиян, невежа. Ведь мы для него ничего не жалели!…» действительно, не жалели… денег, а вот свое время очень даже жалели!
А ведь дети не многого требуют! 10-15 минут игры с ребенком не отнимут у вас оставшиеся силы! А малышу этого будет достаточно, чтобы удовлетворить свое желание. К тому же, пересмотрев свои труды по дому, вы наверняка найдете несколько минут для игры, или, во всяком случае, найдете возможность совмещать приятное с полезным.
Для детей младшего дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Нельзя требовать от ребенка преждевременной самостоятельности! Конечно, если не ваша цель – серьезные психические заболевания в недалеком будущем ребенка. Игра является первой школой мысли для ребенка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой игры глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческих навыков и в реальной жизни. Полноценное психическое развитие ребенка, становление его субъективного мира немыслимо без игры.
Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что задумали. Но самое главное, нам не хватает времени на занятия с детьми. Я предлагаю пересмотреть ваш обычный будничный день в поисках потерянного времени.
Домашние дела
Практически все домашние дела можно делать совместно с малышом. Пользу таких занятий трудно переоценить. Малыш будет в восторге, от того, что ему доверили такие «важные» дела, заодно постигая законы физики, изучая математику, делая гимнастику, приучаясь к труду.
Кухня – идеальное место для монтессори-игр:
- Во время приготовления обеда предложите ребенку поиграть в «Золушку»: насыпьте крупу двух-трех видов в одну миску и предложите рассортировать ее;
- Можно раскладывать фасоль по ячейкам для яиц. Предложить ребенку разложить фасоль в ячейках от одной фасолины до десяти;
- Насыпьте на поднос или противень манку и предложите малышу порисовать;
- Замесите соленое тесто (пропорция 1:1 мука и соль + вода) дайте ребенку полепить пирожки;
- Если вы моете посуду, дайте «помощнику» тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел;
- Можно посчитать количество почищенных мамой картофелин, и количество еще не почищенных. На конкретном примере изучить сложение и вычитание;
- На яблоке, огурце или редиске можно изучать дроби, оценивать, что больше – восьмая или десятая часть пирога.
Игры в машине
Время, которое вы проводите с ребенком в машине, тоже может быть пользным. Заняв малыша «делом», вы избежите конфликтных ситуаций с юным пассажиром, так как он уж точно придумает, чем ему заняться, но не факт, что это занятие понравится вам.
- Можно дать ребенку задание считать проезжающие мимо машины, например, каких машин проехало больше: красных или синих.
- Ребенку чуть постарше можно вручить секундомер и предложить подсчитать, сколько машин проехало за 15 секунд…
- Предложите ребенку называть знакомые ему здания, парки, улицы. Приехав домой, попросите ребенка нарисовать маршрут, по которому вы ехали. Таких маршрутов может быть множество. Задания такого рода развивают не только память, но и картографические навыки.
- Приобретите большую карту города. На ней ребенок может маркером отмечать ваш маршрут, или даже планировать его. Также, на карте можно отметить флажками памятные ребенку места: его школу или детский сад, дома родственников или друзей. На карте можно отметить театры, площади, парки фотографиями из этих мест.
Игры в офисе
Если вам не на кого оставить ребенка и срочно нужно быть на работе, дайте своему малышу «ответственное задание». Распечатайте на листе несколько кругов или других фигур, дайте ребенку маркеры, карандаши или ручки. Чем больше распечаток, тем больше заданий для ребенка. Например, можно предложить нарисовать в кругах лица: грустное, веселое, задумчивое, злое… Можно дать задание раскрасить треугольники желтым, круги красным, квадраты зеленым цветом. Или раскрасить три круга синим, два – зеленым, один – красным цветом. Таких заданий может быть бесконечное множество. Все они развивают память, логику, готовят руку к письму, а также надолго займут ребенка.
Как часто нашим детям приходится слышать слова «Мне некогда», «Я устала», «Мы опаздываем!». Задумайтесь, эти ли слова вы хотите отложить в памяти вашего чада? Даже если на то, чтобы переделать все дела, вам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, отыщите время для самых дорогих.
Игры в кафе, ресторане
Пока вы ждете ваш заказ, можно поиграть в следующие игры:
1. Спрячьте что-нибудь в руке и сожмите кулаки. Покажите ребенку оба кулака и попросите его отгадать, в какой руке приз?
2. Спрячьте монетку, пакетик от сахара, ключ или какой-нибудь другой маленький предмет где-нибудь на столе, пока ребенок сидит с закрытыми глазами. Потом он открывает глаза и ищет предмет.
3. Дети любят считать все подряд. Они быстро научатся считать от одного до десяти, если вы будете делать это достаточно часто. Освоив счет до десяти, переходите к счету до ста. В ресторане можно считать любые предметы: столы, стулья, светильники, окна, вазы, персонал заведения, посетителей. Это занятие развивает не только навык счета, но и память, и внимание.
4. Носите с собой в сумке или в детском рюкзачке маленькие ножницы. В ресторане вы сможете развлечь ребенка вырезанием снежинок или цепочки людей из салфетки.
Автор: Иванова Татьяна
Материалы сайта Журнал Цветы Жизни