Кажется, так много проблем уже позади, как вдруг ваша семейная идиллия рушится: малыш становится неуправляемым, временами впадает в ярость, устраивает истерики и постоянно противоречит.
Вашему малышу исполнилось три года и, несмотря на то, что он родился беспомощным и неприспособленным к самостоятельной жизни, теперь он уже является человеком с первыми признаками индивидуальности. Кажется, так много проблем уже позади, столько всего достигнуто, отношения так хороши, как вдруг ваша семейная идиллия рушится: малыш становится неуправляемым, временами впадает в ярость, устраивает истерики и постоянно противоречит.
Оказывается, все очень просто: у вашего ребенка начался нормативный (то есть обязательный, нормальный и переживаемый всеми без исключения) кризис трех лет. Этот период относится к числу острых кризисов и труден как для взрослых, так и для самого малыша.
Как же определить, что изменившееся поведение ребенка связано именно с проявлениями кризиса трех лет?
Прежде всего, перед началом кризиса можно наблюдать четкую когнитивную симптоматику:
– ребенок много внимания уделяет своему изображению в зеркале;
– ребенок интересуется своей внешностью и тем, каким его видят другие (девочки проявляют интерес к нарядам; мальчики озабочены своей эффективностью, например, в рисовании);
– ребенок остро реагирует на неудачи.
Сам кризис трех лет протекает как «кризис социальных отношений», а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я» (Д.Б.Эльконин), т.е. связан с формированием самосознания ребенка. В психологии симптомы описываемого поведения принято называть семизвездием кризиса трех лет. Их описал еще Л.С.Выготский, и за прошедшее столетие в этой области ничего лучшего, понятного и работающего пока не предложили.
Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Ребенок негативно реагирует не на действие, которое он не соглашается выполнять, а на требование взрослого.
Упрямство связано с тем, что ребенок настаивает на чем-либо потому, что он это уже потребовал, а не потому, что он этого хочет.
Строптивость безлична и направлена против сложившейся в раннем возрасте системы отношений, против семейных норм воспитания. Ребенок настаивает на своих желаниях (а скорее, позиции) и недоволен любому предложению взрослых, даже если в глубине души сам этого хотел бы.
Своеволие – стремление все сделать самому, часто неадекватное возможностям ребенка.
Протест-бунт проявляется в том, что ребенок как бы находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
Обесценивание того, что происходило ранее и, более того, нравилось крохе: ребенок может впадать в истерику, если ему не вовремя предложили еду или предложили грушевую «Агушу» вместо яблочной, ломать игрушки (ранее любимые), идти наперекор старым привычкам и режиму дня (отказаться купаться в определенное время, ложиться спать).
В семье с одним ребенком может появиться деспотизм – стремление заставить родителей делать все, что ребенок требует. В семье с несколькими детьми, может возникать ревность: тенденция к власти выступает как источник нетерпимого отношения к другим детям.
Для того чтобы разобраться, что важно учесть родителям, которые столкнулись с кризисом 3 лет, мы пригласили для комментария психолога Татьяну Гепанову:
– Не следует путать простое непослушание и негативизм. Непослушный ребенок отказывается что-то делать потому, что этого ему делать не хочется, но если ему предложить занимательное занятие, он на него согласится. При негативизме все происходит иначе. Например, трехлетний мальчик задумал поиграть в мяч, но вместо отказа родителей (который он ожидал) получил согласие. С одной стороны, ему хочется играть в мяч, с другой – хочется сделать наперекор. Поэтому мальчик решает проблему, расплакавшись и потребовав, чтобы ему запретили играть в мяч.
– Не следует путать настойчивость в достижении желаемого и упрямство. Например, упрямого ребенка зовут смотреть мультфильм, а он отказывается, сказав, что будет читать книгу. Он на самом деле будет продолжать чтение, чем бы его ни заманивали, но без интереса.
– В этом возрасте у детей начинает формироваться воля или же, как отметил Э.Эриксон, автономия. Дети больше не хотят чувствовать опеку и контроль со стороны взрослых и стремятся все делать сами. Если родители начинают ограничивать проявления детской независимости, наказывать или высмеивать любые попытки самостоятельности, у ребенка вместо автономии возникают чувство стыда и неуверенности.
– В данный период ребенок учится соотносить свое «хочу» с родительскими «должен» или, наоборот, «нельзя» и в результате определяет границы своего «могу». Если родители стоят исключительно на позиции «все можно» или, наоборот, «все нельзя», кризис усугубляется и затягивается.
— Решив запретить что-нибудь ребенку, будьте стойкими и последовательными. Запреты должны быть обоснованными и логичными. Будьте готовы повторять свои просьбы не один раз, малыш проверяет Вас и границы своего поведения на прочность. Если с ребенком случилась истерика, необходимо ее переждать, чтобы вернуться к обсуждению правил поведения, когда он успокоится.
— Попробуйте разговаривать с ребенком на равных. Вместо требований ставьте перед ним вопросы в формате «или» (Ты хочешь кушать или играть? Ты уберешь игрушки сейчас или через полчаса?)
— Помните, что взрослый – это Вы, и что Вашему ребенку нужна помощь от Вас, любовь и принятие.
Материалы сайта http://agulife.ru