прогноз погоды

Творчество как образ жизни: материалы, которые помогут играть и творить каждый день

67
Главный редактор
опубликовано 2 ноября 2016

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я расскажу о том, что нужно иметь всегда под рукой, чтобы творчество с детьми не превращалось в бесконечный поиск пластилина, бумаги, специальных проволочек или перышек. Ведь часто именно это портит весь досуг: собрались наконец-то сделать открытку для бабушки, и вдруг выяснилось, что нет цветной бумаги… Или уже начали играть, хотите слепить бублики, а комок пластилина из всевозможных цветов закатился куда-то под кровать… Пришла хорошая идея приклеить бусинки на корону для принцессы, но эти самые бусинки в маленькой коробочке где-то глубоко на антресоли.

Если что-то во время игры или совместного творчества приходится искать или доставать дольше 5 минут, то интерес ребенка может безвозвратно угаснуть…. А у вас самих возникнет ощущение, что поиски и подготовка игры заняли больше времени, чем сама игра.

Предлагаю сегодня разобраться, какие материалы лучше аккуратно сложить в одно место и держать под рукой.

В нашей семье особенной любовью пользуется бумага и всевозможные виды конструирования из нее: оригами, модельки из бумаги — с клеем и без, рисование цветными мелками и гелевыми ручками на разных видах бумаги, аппликации.

Кроме того иногда мы пробуем что-то новенькое — изготовление открыток, декорирование деревянных фигурок, папье-маше, полимерная глина, игрушки из проволоки. Именно на это и ориентирован мой список предметов, необходимых для творчества с детьми.

Попробуйте осознанно подойти к составлению такого списка, ориентируясь на то, какое творчество с детьми вам нравится больше всего. Например, если вы много и часто шьете, то вам стоит держать небольшой запас разных кусочков ткани, пуговиц, ниток, которые ребенок сможет использовать сам или вместе с вами.

Наши «обязательные» материалы для творчества

Начну с перечисления обязательных вещей. Эти вещи всегда имеются у нас в доме. Как только что-то кончается, мы сразу докупаем эти материалы. Существует также небольшой запас некоторых «штуковин», например, пластилина или клеевых карандашей.

Белая и цветная офисная бумага. Всегда в свободном доступе. Хранится в лотке для принтера. Эта бумага идеально подходит для рисования карандашами и мелками. Главный плюс — дешевизна по сравнению с альбомами, бумагой для рисования. К тому же во многих альбомах листы скреплены. А так как у нас 80% бумаги расходуется не на рисунки, а на всякие ”вырезалки”, модельки, развертки, важно чтобы листы были либо не склеены, либо очень легко вынимались.

Масляные мелки. Любовь к этим пишущим инструментам началась, когда Марку было около года. Глебу всегда нравился четкий контур, который гораздо легче получить карандашом или ручкой. Марк же наоборот, всей душой полюбил яркие, сочные мелки.

Главное достоинство — легко рисовать даже малышам (получается ярко и не требует сильного нажима, как карандаш), не надо подтачивать, рисунок или раскраска выглядит интереснее, чем при рисовании фломастерами.

(Кстати, у нас в доме вообще нет фломастеров, вместо них всегда используются именно масляные мелки. Сейчас у каждого есть свой набор.)

Но в использовании мелков есть несколько правил, которые мы установили эмпирическим путем:

  • они должны быть хорошего качества (СОНЕТ, Faber-Castell, MUNGYO)
  • 1 раз в 8-12 месяцев надо покупать новую пачку. Мелки стачиваются, теряются. Да даже просто цвета надоедают =)
  • нужна специальная (лучше пластиковая) коробка для хранения

Принтер. Трудно посоветовать просто взять и купить принтер — все-таки стоимость этого прибора превосходит затраты на краски, карандаши и пластилин вместе взятые. Но с тех пор как у нас появился хороший лазерный цветной принтер, ребята используют его практически ежедневно. В основном для распечатывания разверток и схем для склейки или сборки будущих машин, самолетов, домиков. Иногда печатаются раскраски, какие-то шаблоны и узоры для оригами или украшения открыток.

Клей-карандаш. В обороте у детей около 3 тюбиков. Еще 5-6 хранятся у меня и выдаются по мере необходимости. Везде, где надо что-то склеить (только если это не пластмасса, дерево, ткань) используется клей-карандаш: это и многочисленные бумажные модели, и открытки, и всякие билетики, секретики, аппликации. В основном используем клей-карандаш фирмы scotch — он не засыхает без открытой крышки и крепко клеит.

Липкая лента. У нас имеется обычная и двусторонняя. Иногда используется как аналог клея, иногда ребята покрывают им части рисунков или моделей, чтобы добиться глянцевого блеска.

Квадратные листы бумаги. У нас их очень много разных размеров, цветов, производителей. Начиная с совсем маленьких — офисных квадратных листочков, заканчивая большими квадратными листами для скрапбукинга. В оригами — квадрат более распространенная форма, чем прямоугольник. Именно поэтому такие листы удобнее. Хотя все равно не всегда удается найти нужный размер.

Ножницы обычные и с острыми концами. Обычные ножницы есть в прямом доступе. Маленькие ножнички с острыми кончиками, я выдаю по мере надобности (когда надо прорезать небольшое отверстие где-то в середине).

Канцелярский нож. Хранится у меня в столе. Используем его либо вместе со мной, либо под моим присмотром. Он просто незаменим, если надо нарезать сразу много однотипных заготовок (тех же квадратов для оригами). Перед Новым годом все заготовки для гирлянд — круги, полоски — нарезались с помощью ножа. Сразу позаботьтесь, чтобы у вас был плотный картон или пластмассовая подставка, на которой можно резать. В крупных «хобби-магазинах» продают специальные коврики и доски.

Простой карандаш, ластик. Марк (4 года) пока не оценил достоинство этих инструментов, поэтому практически всегда сразу рисует цветными мелками. Глеб уже понял, что простой карандаш можно быстро и легко удалить, поэтому часто пользуется именно им. Свой карандаш и ластик (так же как ручки, тетради и блокноты) Глеб хранит в своем столе. А у меня в шкафу хранится около десятка запасных простых карандашей и несколько ластиков.

Краски — акварель, гуашь, акрил. Как ни странно мы чаще используем акрил (для раскраски деревянных заготовок, шишек, пластиковых фигурок), чем гуашь и акварель. Эти же краски используются либо со мной, когда мы делаем какую-то совместную большую работу, либо в изостудии, которую посещает Глеб.

Восковой пластилин. Мы пользуемся именно восковым, так как он хорошо прилипает к бумаге (в отличие от того же Jovi), становится мягким, если размять в руках, а после затвердевает (из-за чего поделка живет дольше). Ребята периодически лепят машинки, поезда. К слову, Глеб любит делать объемные фигуры, а Марк —  выкладывать контуры из пластилина. Иногда пластилин используется в аппликациях: мальчишки растирают и заполняют какую-то область. У меня всегда есть несколько запасных пачек, так как цвета быстро смешиваются, превращаясь в большой ком “непонятно чего”.

Дополнительные материалы

Бисер. Каждый раз, когда мы заходим в магазин “Иголочка”, Марк начинает выпрашивать баночку бисера =) Он к нему абсолютно неравнодушен. При этом больше всего любит оформлять  им открытки, поделки, елочные игрушки (сыпет на клей).

Фетр. Отличный материал для аппликаций, открыток. Используем чаще всего при совместном творчестве с ребятами.

Клеевой пистолет. Приобрели в этом году для новогодних поделок и очень довольны: легко приклеить ниточку к любой игрушке на елку, сделать самодельную гирлянду.

Блестки. Используются чаще всего вместе с бисером для посыпания открыток, игрушек, каких-то подарочных или упаковочных поделок.

Картонные и деревянные заготовки. Иногда хочется при минимальных усилиях получить оригинальную, красивую вещь. С обычной деревянной фигуркой — можно делать практически все что угодно — все равно будет красиво.

Циркуль, фигурные линейки, спирограф. Часто эти предметы «вдруг находятся» в мамином столе. В такие момент радости нет предела. Продолжительность творческого порыва может достигать 30-50 минут. В основном ребята дорисовывают узоры на бумажных моделях своих машин и поездов.

Цветные гелевые ручки. Глеб очень любит рисовать либо черной ручкой на белой бумаге, либо белой гелиевой ручкой на темной бумаге. Поэтому у нас эти инструменты есть практически всегда.

Цветная проволока. Всегда покупаю к Новому Году, чтобы скручивать цветные фигурки на елку. Можно просто крутить и смотреть, что получится, или же можно сначала нарисовать контур, а потом стараться его воссоздать. Ребята любят играть в любом варианте.

Цветные ленточки. Используем, когда делаем открытки. Например, нарисовал круг, в верху сделал бантик — и уже получился большой елочный шарик, а вместе с ним хорошая открытка к Новому Году.

Обычная цветная бумага. У нас ее не так много, потому что чаще, вместо нее, мы используем бумагу для оригами однотонных цветов. Но несколько комплектов есть, преимущественно фирмы «Альт».

Салфетки с четким рисунком и клей ПВА. Ребята знакомы с декупажем и иногда мы используем салфетки для украшениях деревянных заготовок. Работы получаются не самыми аккуратными, но детям нравится.

Некоторые заметки о совместном творчестве

Если мы творим вместе с ребятами, то я выставляю все коробки с мелким добром (бисер, блестки, пуговицы, фетр, ленточки, бусинки, краски) и начинаю делать свой экземпляр. Ребята тут же подключаются.

(Если у кого-то нет желания, или он занят своим “важным” делом — играет, читает — то, я творю одна, никогда не подзываю и не настаиваю)

Позаботьтесь о двух вещах: место, где вывешиваются особенно удачные работы и коробку, куда складывается все, что либо уже долго висело на стене и надоело, либо получилось не очень красивым, а выбросить жалко. Пусть ребенок сам решает, что он будет вешать, а что положит в коробок. У нас в качестве стенда для детских работ выступает «пробковая» стена.

Некоторые упаковки от печенья, каши, зефира — мы не выбрасываем, а отдаем Марку «на вырезание». И … через полчаса у нас в доме открывается магазин «вкусняшек». 

Хорошо, когда есть много материалов и инструментов. Но важно сразу показывать детям, что на одну игрушку или открытку не надо стремится прилепить сразу все — от этого страдает композиция. С другой стороны —  для развития творческих способностей нужна свобода действий, а не навязанные последовательные уроки и алгоритмы. В общем, как и везде стремитесь к золотой середине, когда одновременно развивается и собственное творческое начало и воспитывается вкус и мастерство.

 

Материалы сайта http://ideas4parents.ru/


Похожие публикации

28 июня • Статья

Книжная полка: читаем вместе с ребенком

Главный редактор
Я постараюсь в своем экспресс-обзоре затронуть не те книги, которые наверняка обязательно есть у всех – русские сказки, сказки народов мира, сказки Пушкина, книги Чуковского, а немного расширить круг детской литературы.
23 июня • Статья

«Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию»

Главный редактор
Представьте, что у вас есть 6-летняя дочь, которая явно не ладит с вашим полуторагодовалым сыном. Вы уже не раз говорили, чтобы она не обижала брата, но она не обращает на ваши слова внимания...
19 июня • Статья

Дети и сон – насколько это совместимо?

Главный редактор
Чаще всего молодые родители жалуются на недостаток сна. Есть даже книги о том, как и сколько должен спать ребенок – и они становятся бестселлерами, потому что родители хотят понять, как же им выспаться.

Сказать спасибо (54)  •  Другие публикации автора

comments powered by HyperComments