Кто не дает ногам покоя (СДВГ)

274
Главный редактор
опубликовано 20 декабря 2014

Конечно, голова... Только на врачебном языке это называется СДВГ — „синдром дефицита внимания с гиперактивностью”

Отличие гиперактивного ребенка от здорового, но темпераментного непоседы в том, что его буйное поведение остается неизменным в любой обстановке — дома, в гостях, в детском саду, на улице. Более того, у такого малыша не работает механизм самоконтроля, поэтому ни уговорами, ни подкупом, ни даже угрозами усмирить ребенка не удастся. Его нужно просто лечить.

Впервые тема гиперактивности была затронута в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом, который впервые описал случай чрезмерной физической расторможенности у малыша. Но относить подобное состояние к разделу патологии медики начали только с 60-х годов ХХ века. И лишь с 80-х годов ХХ века гиперактивность начали выделять как самостоятельное заболевание, дав ему название „синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Всего врачи выделяют 3 варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. Сочетающие дефицит внимания с гиперактивно-стью (СДВГ в чистом виде, наиболее распространенный вариант, на котором мы и остановимся).

2. Дефицит внимания без гиперактивности („мечтательность, витание в облаках”). Родители и воспитатели считают таких детей ленивыми. Это — второй по распространенности вариант СДВГ.

3. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее связано с его темпераментом, нежели с патологией.

Что это такое?

Основа подобного состояния — функциональная незрелость головного мозга или нарушение работы той части центральной нервной системы, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.

Это приводит к тому, что даже самые обычные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для малыша избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Доказано, что головной мозг гиперактивного ребенка меньше нормальных размеров на 3–4%. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. Тем не менее умственные способности таких детей не нарушены, и при правильном подходе из них можно вырастить хороших специалистов или выдающихся спортсменов. Важно только помочь им социально адаптироваться, раскрыть свои таланты и обучить самодисциплине. К большому сожалению, СДВГ не проходит с возрастом. Внешнее благополучие достигается путем снижения гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема дефицита внимания остается прежней.

Кто виноват?

Синдром дефицита внимания может быть как врожденным (первичным), так и приобретенным (вторичным).

Врожденный СДВГ

Он может быть вызван различными причинами.

1. Генетическая предрасположенность. Ученые предполагают, что СДВГ вызывает мутация 3 генов, регулирующих обмен дофамина — специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. Синдром дефицита внимания в таком случае передается по наследству.

2. Нарушение внутриутробной закладки органов или родовые травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность, гипотрофия (малый вес при рождении), угрозы прерывания беременности; стрессы, курение, нерациональное питание и злоупотребление медикаментозными препаратами матери во время беременности; скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности; поражения центральной нервной системы у новорожденных. Кроме того, важную роль играет пол: более 90% детей, страдающих СДВГ, — мальчики. У значительной части девочек этот синдром протекает без фазы гиперактивности.

Вторичный СДВГ

Его ребенок может получить уже после рождения в результате инфекционных поражений ЦНС (например, после перенесенного гриппа), а также — в результате травм головного мозга.

Также учеными было доказано, что гиперактивность может вызывать… аллергия на химические пищевые добавки (красители, консерванты, ароматизаторы), которыми изобилуют со-временные технологически обработанные продукты. Причем аллергию вызывают довольно скромные, далекие от токсичности дозы. В связи с этим можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов замедляет рост головного мозга.

Портрет гиперактивного ребенка с дефицитом внимания

Начальные проявления СДВГ порой можно наблюдать уже на первом году жизни.

Кроха с этим расстройством поражает избыточным количеством движений и их хаотичностью. Малыш имеет повышенный мышечный тонус, страдает частыми неоднократными, немотивированными рвотами, подергиваниями и тиками. Иногда может отмечаться дневной и ночной энурез.

Ребенок плохо спит (с трудом засыпает, быстро просыпается), чрезмерно чувствителен к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, купанию, смене подгузника), часто и без видимого повода громко плачет.

В двигательном развитии ребенок с СДВГ может отставать на 1–2 месяца: позже начинает переворачиваться, ползать, ходить. Он моторно неловок (неуклюж): падает на ровном месте, задевает предметы, натыкается на простенки, дверные косяки. Действия, требующие координации, даются ему с трудом: он позже начинает ходить, прыгать, ездить на велосипеде, плохо играет с мячом, компенсируя свои недостатки „броуновским движением”.

Ребенок отстает и в речевом развитии: позже начинает изъясняться фразами, медленно пополняет свой словарный запас. При всей своей внешней активности он инертен, пассивен, мало эмоционален. Компенсируется это живой мимикой и быстрой речью.

В 3–4 года очень отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо: кроха не может спокойно дослушать сказку, играть в игры, требующие минимальных раздумий. Ребенок с СДВГ любопытен, но не любознателен, так как не может долго выслушивать ответ на свои „почему?”, удовлетворяясь буквально первыми словами.

Его игры всегда самые шумные. Он везде и все время в движении, постоянно что-то мнет, рвет или ломает. Детская одежда быстро приходит в негодность. Он все теряет. Действует крайне импульсивно, не заботясь о последствиях. Нетерпим к неудачам. Часто проявляет агрессивность, но не помнит обиды. От избытка чувств не говорит, а кричит.

СДВГ и проблемы в коллективе

Очень важно выявить болезнь и начать ее лечение до поступления в детский сад и уж конечно же до школы, поскольку своим нестандартным поведением ребенок раздражает и шокирует не только воспитателей (учителей), но и сверстников. Конфликты внутри коллектива приводят к тому, что в результате такие дети, как правило, ожесточаются, и тогда их поведение становится демонстративным, а иногда и асоциальным.

Причиной тому служит и то, что гиперактивный ребенок не восприимчив к боли, не знает чувства страха, не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своих поступков. К такому малышу нужен будет индивидуальный подход, поэтому перед тем, как отдать ребенка в детский сад или школу, обсудите данный вопрос с педагогом.

Кроме того, нагрузка в виде занятий в детском саду или уроков в школе дает, как правило, ухудшение состояния, поскольку 5–7-летний возраст является критическим для созревания мозговых структур. Избыточные нагрузки у детей с СДВГ могут вызывать переутомление, сопровождаясь тиками, головными болями, страхами, заниженной самооценкой. Внимание снижается еще больше. Несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети плохо успевают в школе и адаптируются в коллективе. А ведь такого варианта развития событий вполне можно избежать!

Диагностика

Диагноз ставит врач-невролог. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Там ребенку смогут провести комплексное обследование. Оно длится не менее 2–3 часов. При обычном неврологическом обследовании СДВГ практически не выявляется; очаги патологической активности в коре головного мозга можно обнаружить только при проведении электроэнцефалограммы. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии.

Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Лечение

Если при СДВГ преобладает невнимательность, врач назначает малышу ноотропные средства — препараты, нормализующие обменные процессы в головном мозге. Если же преобладает гиперактивность, то препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту, которая отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Другой метод лечения — воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга (транскраниальная микрополяризация). Это позволяет снизить степень гиперактивности. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Еще один способ лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий ребенку с помощью компьютера волевым напряжением сконцентрировать внимание.

Кроме того, малышу назначаются биологически активные вещества, которые оказывают существенную питательную поддержку мозга и уменьшают проявления гиперактивности. Это — комплекс витаминов группы В, цинк, хром, глицин, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и др.

Одной медицинской помощью обойтись нельзя — такой ребенок нуждается и в психологической коррекции. Кроме того, помощь психолога понадобится и матери малыша — как руководство по воспитанию.

В качестве лечения детям с гиперактивностью показана и физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребенка, помогает выработать правильную координацию движений, восстановить поведенческие реакции. Следует отказаться от таких игр, как футбол, баскетбол, показательные выступления (все, что требует эмоционального напряжения). Их следует заменить на ЛФК, танцы, плавание, бег, коньки.

Советы родителям

Дети с СДВГ не воспринимают запретов, и слова „нет”, „нельзя”, „не разрешаю” для них — пустой звук. Поэтому заменяйте жесткие запреты альтернативным разрешением: „На обоях рисовать нельзя, а вот на бумаге можно”. Гиперактивные дети не восприимчивы к критике и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение, поэтому не бойтесь перехвалить ребенка — хвалите его даже за самые незначительные успехи, так как это повысит его самооценку.

Никогда не наказывайте ребенка физически! Помните, что после наказания следует дать малышу почувствовать вашу любовь. Лучше всего физическим образом — потрепать по плечу, поцеловать, прижать к себе. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за свой проступок.

Очень важное требование в воспитании гиперактивного малыша — единство со стороны всех членов семьи. Один из родителей не должен разрешать того, что запрещает другой: не делайте ребенку поблажек, списывая все на особенности его нервной системы. Не допускайте ссор в присутствии малыша.

Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом. Не позволяйте себе сердиться! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

Детский режим дня выстраивается таким образом, чтобы у малыша не оставалось свободного времени. Составьте подробный распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т.д. Заранее запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что малыш все равно будет его нарушать.

В обустройстве комнаты (или детского уголка) избегайте ярких цветов и большого количества вещей, мелких деталей. Оптимальный цвет обоев — бледно-синий, зеленый. Перед рабочим столом ребенок вообще должен видеть голую стену, это не будет его отвлекать. Организуйте в комнате спортивный уголок для разрядки.

Воспитывайте у малыша интерес к какому-нибудь занятию, но одновременно не принуждайте его к этому. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к своему ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Готовьтесь к тому, что у расторможенных детей плохая обучаемость и им требуется больше времени для закрепления различных навыков и умений, поэтому во время занятий обязательно наберитесь терпения. Ставьте перед малышом конкретную цель и требуйте ее достижения. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой. Не предлагайте ребенку больше одного дела одновременно. Определите для малыша круг ежедневных обязанностей (полив цветов, уборка рабочего стола, игрушек). Контролируйте добросовестность исполнения.

Введите балльную систему вознаграждений и наказаний за поведение и выполненные (невыполненные) задания. По результатам набранных баллов в конце дня (в конце недели, месяца) назначайте поощрение (покупка мороженого, например, или поход в цирк) или нет.

Научитесь отвлекать ребенка, если он чрезмерно „разошелся”. Воспитывайте у малыша навыки самоконтроля (торможения гнева и агрессии). Например, научите его считать до 10, перед тем как что-то сделать.

Обнимите его, прижмите к себе, положите руку на плечо — это помогает вернуть ребенка в „здесь и сейчас”.

Оберегайте кроху от переутомления, ведь оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте малышу подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. Избегайте больших скоплений людей (магазины, рынки). Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее, двумя детьми одновременно.

Старайтесь, чтобы малыш высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

Все будет хорошо

Помните, что просто невозможно вылечить ребенка за несколько месяцев и даже за несколько лет.

Признаки двигательной расторможенности (гиперактивности) исчезнут по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Можно только научить малыша принципам самоконтроля, но нельзя изменить структуру его мозга.

Елена Бабурова, консультант —

Сергей Васильев, педиатр-невролог,

врач высшей категории

Тест на наличие у ребенка СДВГ

На симптомах хочется остановиться отдельно. Наблюдая за поведением малыша, СДВГ можно выявить уже к 3–4 годам, и всегда — до 7 лет. При диагностике своего ребенка очень важно помнить, что хотя бы шесть из нижеперечисленных признаков должны сохраняться не менее 6 месяцев.

Снижение концентрации внимания

1. Ребенок не способен вслушиваться в обращенную к нему речь.

2.Не способен организовать собственную деятельность (например, построить дом из кубиков).

3. Малыш избегает заданий, требующих умственного напряжения.

4.Не способен доводить задания до конца (теряет интерес).

5.Отвлекается на посторонние раздражители.

6. Не способен сосредоточиться на деталях, невнимателен (допускает ошибки в заданиях).

7.Теряет вещи.

8. Кроха постоянно все забывает.

Двигательная расторможенность, импульсивность

1. Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, занимаясь чем-то определенным. Он постоянно бегает, прыгает, пытается куда-то залезть. Если его посадить на стул — постоянно двигает кистями рук, стопами, ерзает, оборачивается. Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели.

2. Малыш не может играть в тихие игры, отдыхать.

3. Ребенок не в состоянии дождаться своей очереди.

4.Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.

5. Постоянно вскакивает с места без разрешения.

6. Малыш активно вмешивается в чужие разговоры, перебивает старших, пристает к другим детям.

Материалы сайта http://agulife.ru


Похожие публикации

30 января 2018 • Статья

Лайфхаки для молодых мам

Главный редактор
Конечно, молодая мама не сразу выстраивает оптимальный режим дня, не успевает делать множество дел одновременно и из-за этого может почувствовать себя не только уставшей, но и получить серьезный стресс.
29 января 2018 • Статья

Вредные привычки у детей: как отучить?

Главный редактор
Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей.
17 января 2018 • Статья

Обструкция. Что делать, если ребенок задыхается

Главный редактор
Многие родители сталкиваются с таким страшным явлением, как обструкция. Только что ребёнок чувствовал себя хорошо и был активен, но вдруг начал задыхаться, потерял сознание…

Сказать спасибо (252)  •  Другие публикации автора