Ребенок и бабушка в одной квартире - как выжить?

314
Главный редактор
опубликовано 13 июня 2014

 Родив малыша, многие женщины сталкиваются со «всезнайством» собственных мам в вопросах воспитания. Такое положение дел в семье нездорово и чревато скандалами.

 Кроме того, «бабушкины советы» могут серьезно навредить ребенку. Поэтому надо что есть сил сопротивляться. Но как бороться с бабушками? Первое и самое главное - руководствоваться четким пониманием того, что только мама знает, как воспитывать своего ребенка. А во-вторых, иметь представление о том, какой литературой зачитывались бабушки во времена своей молодости и у кого учились воспитанию детей, чтобы на любой довод приводить свой аргумент. В 80-е годы в Советском Союзе кумирами молодых родителей были доктор Бенджамин Спок и семья Бориса и Лены Никитиных.

 «Спокнутые» дети

Бенджамин Спок действительно был культовой фигурой второй половины XX века. Он считается врачом-новатором, реальным практиком, который все свои теории внедрял в жизнь. Его книгой по воспитанию детей «Ребенок и уход за ним» зачитывалась вся Америка. Считается, что именно на ней выросло поколение «хиппи» с его презрением к дисциплине и инициативой к сексуальной революции – «хиппи» не знали запретов и рамок. Их называли «спокнутыми», «споковым отродьем».

 С именем Спока связан своеобразный переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Именно Спок первым оспорил эффективность физического наказания. Он считал, что в воспитании, в первую очередь, родители должны руководствоваться здравым смыслом, прислушиваться к своей интуиции.

 Жизнь в семье должна быть легкой и приятной и для родителей, и для детей. Чрезмерных родительских жертв не нужно. По его мнению, заниматься развитием ребенка нужно с рождения, активно приучая его к взрослой жизни.

 Но, несмотря на новаторские решения для того времени, в его теории было и ряд спорных моментов. Так, например, он считал, что баловать ребенка можно только до трех месяцев. А потом его беспочвенные крики нужно расценивать как каприз и ни в коем случае не потакать им. Так, например, он считал, что если ребенок не желает спать в своей кроватки и кричит, проявляя протест, то нельзя идти у него на поводу. Покричит – и перестанет. Зато потом будет спать в своей кровати и осознавать, что по-другому не получиться. Американец полагал, что ребенок с рождения должен находиться в определенных рамках и понимать, что можно, а что нельзя. Он также был против ночных кормлений и укачиваний на руках. А вот засыпать он рекомендовал малышам на животе, а не на спине. Тогда, по его мнению, ребенок лучше спит, и его меньше беспокоит животик.

 Спок был сторонником теории вскармливания по часам и считал, что мама не должна все свое время уделять малышу. У мамы должно быть время на то, чтобы делать карьеру, ходить в гости, в кино и т.п. Только тогда она будет трезво смотреть на вещи и разумно подходить к воспитанию. Он был вообще против взращивания культа мамы. И потому не считал, что грудное вскармливание приоритетом. По его мнению, мама сама должна делать выбор, каким образом ей кормить малыша. После успеха книги доктора Спока как раз и разразился бум на молочные смеси для раннего питания. Спока часто обвиняли, что стал проповедником теории искусственного вскармливания, хотя это и не совсем верно.

 Спок рекомендует приучать ребенка к горшку с шести месяцев, а прикорм начинать с апельсинового сока. В своей книге он отмечал, что после апельсинового сока может быть аллергическая реакция, но это, по его убеждению, не является глобальной катастрофой.

 Сейчас доказано, что апельсины сильнейший аллерген, который нельзя давать детям до трех лет. Что синдром внезапной детской смерти в четыре раза чаще случается у детей, спящих на животе. Также в 80-е годы ученые пришли к выводу, что продолжительный плач ребенка вызывает психоэмоциональную травму и вредит его развитию.

 Эти недостатки в его учении стали поводом для скептического отношения детских врачей к его учениям, хотя в нем есть и здравые рассуждения.

 В своей теории Бенджамин Спок пытался найти код для воспитания независимой творческой личности. Но, по мнению критиков его учения, ошибался, отказывая ребенку в ласке и материнской любви.

 Современные врачи (например, модные сегодня американские врачи Уильям и Марта Серз) полагают, что не надо бояться баловать ребенка, кормить его нужно по требованию и спать (если всех устраивает) он может вместе с родителями. Чем ближе малыш к маме, тем у него больше уверенности в себе и меньше страха перед новым миром.

 Спартанцы от Никитиных

Второй модной теорией 80-х в Советском Союзе было воспитание по методике семьи Бориса и Лены Никитиных, вырастивших семерых детей. Эта семья жила в подмосковной Балашихе. Их методика включает раннее закаливание и плавание, спортивные упражнения, полезный труд, различные интеллектуальные развивающие игры. Главная роль отводится созданию особой среды и условий для развития ребенка. По их мнению, ребенок должен иметь возможность думать и делать все самостоятельно, без подсказок. Начинать нужно с посильных простых задач, чтобы повысить вероятность успеха, а, значит, позитивного отношения ребенка к заданиям, и двигаться от простого к сложному.

 Важную роль в системе воспитания Никитиных играло постоянное преодоление преград и сложностей. С младенческого возраста они рекомендуют своим последователям погружать своих детей в ледяную воду для стимуляции иммунитета и содержать малыша при температуре не выше чем 18 градусов тепла. По их мнению, в этом случае организм человека начинает адаптироваться к трудностям и, преодолевая их, становится сильнее и выносливее.

 В учебе Никитины настаивали на самостоятельности и свободном выборе своих занятий. По их мнению, в таких условиях должна была расти свободная творческая личность. Своих детей Борис и Лена не боялись переводить  из класса в класс. Так, например, они договаривались, чтобы их дети учились вместе с более взрослыми детьми, так как уровень их знаний был выше, чем у детей того же возраста.

 Их дети сейчас вспоминают, что школьная жизнь была для них суровым испытанием, им сложно было адаптироваться в школьной среде, они ненавидели учебу, оскорбляли учителей. Кроме того, друзей у них там тоже не было.

 В своей теории Никитины также, как американец Бенджамин Спок, пытались дать детям возможность превзойти своих сверстников и вырасти более подготовленными к жизни. Многое из их теории было воспринято аудиторией на «ура». Например, они практиковали отказ от пеленания и кормление по требованию.

Методика Никитиных опирается на основные жизненные понятия: труд, естественность, творчество и близость к природе. Дети являются хозяевами самим себе, своему распорядку, своим поступкам. Родители выступают в роли помощников в сложных жизненных ситуациях. 

Материалы сайта http://agulife.ru


Похожие публикации

29 января 2018 • Статья

Вредные привычки у детей: как отучить?

Главный редактор
Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей.
12 января 2018 • Статья

Как научить ребенка чувствовать и ценить время

Главный редактор
Знакомая ситуация: ребенок часами сидит за уроками, «считает ворон», без конца отвлекается. В итоге на небольшое задание уходит полдня, а на отдых, игры, прогулку уже не хватает времени.
27 декабря 2017 • Статья

Как бороться с хамством

Главный редактор
В силу своего воспитания, многие из нас не могут достойно ответить грубияну, или дать отпор каким-то другим образом. И это объяснимо, ведь хамство нельзя принимать за норму поведения.

Сказать спасибо (257)  •  Другие публикации автора