Стихи-запоминалки по русскому языку

1140
Главный редактор
опубликовано 14 сентября 2012

Брелок во множественном числе   

 С утра перепалки

Из-за ключей в коммуналке.

Забудьте склоки,

Купите брелОки! 

 

 

Правописание приставок на "З" и "С"   

 Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят "з" на "с". 

 

Антонимы   

 Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый.

 

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа.

 

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

 

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья! 

 

Синонимы   

 Гляди, поехала машина.

Из под колес – фонтаном пыль.

Машину можно звать МАШИНА,

А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

 

Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:

Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор...

ВОДИТЕЛЬ за рулем.

Иначе

Он называется ШОФЕР... 

 

Свинья в полынье (склонение)   

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

 

Плюх!.. Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.

 

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

 

Сами - чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!..

 

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй?

 

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье! 

 

Падежи   

 Именительный падеж

Я Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с кем не спутает никто.

  

Именительный

Поворот судьбы такой изумительный:

Изучаем мы падеж именительный.

На суку висит (что?) – ватрушка!

На заборе спит (кто?) – старушка!

С неба к нам летит (что?) – игрушка!

Соловьем свистит (кто?) – подружка!

На сосне сопит (кто?) – хрюшка!

Рассказала все (кто?) – врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

 

Родительный падеж

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

 

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски.

Но родительный падеж

Не забуду, хоть зарежь.

 

Дательный падеж

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

 

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

 

А еще КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

 

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!

  

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,

Обвиняю всюду всех.

Нету никаких надежд,

Что не допущу огрех.

Слово «вижу» подставляй

И меня определяй.

 

Винительный

"Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!"

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,

Научилась я... летать!

 

 Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

 

 Ненавижу обвинять,

Буду все перечислять.

ЧТО увижу и КОГО –

Назову до одного!

  

Вижу реку, вижу сад –

Называю все подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!

  

Строят клуб невдалеке,

Красят лодку на песке...

Хватит, в школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

  

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

 

Что там долго говорить.

Вот решился я... творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

 

Я – художник, я – творец!

Ух, какой я молодец!

 

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржёт.

 

Я творю карандашом

На листе своем большом.

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну.

 

Мой герой идет войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.

 

Стоп! Подумай головой,

Для чего идти войной!

Лучше миром кончить дело!

Я альбом закрою свой.

 

 Предложный падеж

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

 

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

 

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

 

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе...

Ой, мечтаю я уже ...

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

  

Частица НЕ   

 Слышал я: в одной стране

Нет совсем частицы «НЕ».

Люди там живут радивы

И казисты всем на диво.

Хоть работы впроворот,

Вмоготу им спать весь год.

А вдомёк, что это гоже.

А на улицах всё тоже:

Чаянно толкнут любого

И взначай пихают снова.

А чтоб было вам повадно,

Обругать вас могут щадно.

Если ж встретятся друзья,

То друзьям подраться льзя.

Вот такие все там вежды.

Что касается одежды –

Очень ряшлива, приглядна,

И поэтому нарядна.

И довольны все вполне

В той стране, где нету «НЕ».

 

Вот какую я былицу

Сочинил про «НЕ»-частицу. 

 

http://www.forumchata.ru


Похожие публикации

12 января 2018 • Статья

Как научить ребенка чувствовать и ценить время

Главный редактор
Знакомая ситуация: ребенок часами сидит за уроками, «считает ворон», без конца отвлекается. В итоге на небольшое задание уходит полдня, а на отдых, игры, прогулку уже не хватает времени.
22 декабря 2017 • Статья

Какие домашние обязанности в каком возрасте можно поручить ребенку

Главный редактор
На Руси детей очень рано приучали к труду. К 7 годам считалось, что дитя уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему, что умеет и знает отец или мать.
23 ноября 2017 • Статья

Чтобы папа не испортил ребенка, его нужно учить воспитывать

Главный редактор
84% опрошенных уверены, что обязанности по уходу за детьми и их воспитанию возлагаются поровну на мужа и жену. И только 15% респондентов считают воспитание и заботу о детях исключительно «женским делом».

Сказать спасибо (413)  •  Другие публикации автора