Еще недавно малыш, нарядный и счастливый, в первый раз переступил порог школы. Он был полон ожиданий и радужных надежд, желания учиться. Но вдруг все изменилось… ребенок плачет и отказывается идти в школу.

Еще недавно малыш, нарядный и счастливый, в первый раз переступил порог  школы. Он был полон ожиданий и  радужных надежд, желания учиться. Но вдруг все изменилось… ребенок  плачет и отказывается идти в школу.

 Такое случается  не так уж и редко. Малыш замыкается в себе или наоборот бурно выражает протест. «Я больше в школу не пойду!» — категорически заявляет первоклашка.

 Взрослая  жизнь

 Первый  класс, в особенности первые дни  и недели, проведенные в школе, останутся в памяти малыша надолго. И опыт, который он приобрел в эти дни, во многом повлияет на его дальнейшую жизнь. Так утверждают детские психологи.

 В жизни  шестилетки еще не было момента, когда  бы так кардинально менялась жизнь. Возможно, определенные трудности были, когда кроха пошел в детский сад. Но там относились к нему, как к ребенку – помогали зашнуровывать ботинки, застегивать на рубашке пуговички…

 А тут малыш стал взрослым. На место привычного «хочу» встало бескомпромиссное «надо». Надо вставать в определенное время, надо тихо сидеть весь урок, надо слушать учительницу, надо делать уроки, и самому завязывать злополучные шнурки … Вся его жизнь теперь подчинена этому слову. Уже только от этого многие детишки испытывают стресс. Не говоря уже о новой непривычной обстановке, одноклассниках, учительнице…

 Нередко больший  стресс испытывают так называемые домашние дети, которые и в детский сад  толком не ходили. Говоря языком психологов, у них ниже коммуникативные навыки и организованность. Им бывает сложно адаптироваться в большом коллективе. Попадая в непривычную обстановку, они бояться учителя, боятся выглядеть смешными, сделать что-то не то и не так.

 Впрочем, от стресса не застрахованы и детсадовские дети. К концу первого месяца обучения эффект новизны пропадает. Дети понимают, что школа – это надолго.

 Вот и происходит такая странная штука – через  месяц у первачков наступает нервный срыв – это, так называемый «синдром первоклассника».

 Откуда  он берется?

 Причин  у этого нервного расстройства может  быть много: от страха отвечать перед целый классом, до нелюбви к учителю.

 Проявляется «синдром первоклассника» у всех по-разному. Одни детки начинают капризничать и закатывать истерики, у других немеют руки, у третьих не прекращается кашель или дергается глаз. Таким  образом организм малыша реагирует на стресс, которым для него является поход в школу.

 Потому  так важно в первые месяцы обучения быть предельно внимательным к ребенку. Ничего страшного в этом синдроме нет, со временем он обязательно пройдет. Но чтобы он не просто прошел, а прошел бесследно (для психики малыша), родителям придется постараться.

 И в первую очередь, как это ни странно, нужно  обратить внимание не на ребенка, а  на себя.

 Равнение  на…

 Одно из самых распространенных заблуждений родителей: «наш ребенок — гений». И они изначально предъявляют к малышу повышенные требования.

 Несмотря  на то, что первачкам учителя оценки не ставят, эти оценки выставляют родители. Невзначай брошенные фразы, типа «а у Ирочки получилось лучше», «почему Артем может, а ты нет?» — задевают ребенка. Он понимает, что он не дотягивает, не оправдывает ожиданий родителей.

 У ребенка не специально получаются кривыми палочки, не выходят правильно крючки, да и вовремя руку он не успевает поднять не специально. А вокруг более смышленые и быстрые одноклассники. Их хвалит учитель. Их в пример ставит мама. Что же произошло? Почему еще вчера и родители, и бабушки восхищались любыми достижениями крохи, а теперь его успехи подвергаются сомнению?

 Не напоминаете  ли вы себе подобных родителей? Не требуете ли сразу от малыша головокружительных успехов? Ведь подобные замечания могут стать для малыша последней каплей и он, не выдержав гнета ответственности, сорвется.

 В чем причина?

 Если же вы сознательные родители и стараетесь всеми силами поддерживать, ободрять первачка, но «синдром первоклассника» налицо, то надо разобраться, что стало причиной его возникновения. Вот самые распространенные из них:

 1) Усталость

 Ранний  подъем, быстрый завтрак, нагрузка в  школе… Это все может стать  причиной физической усталости. А к ней прибавляется и психологическая: обязанность тихо сидеть целый урок, отвечать перед классом…

 Чтобы малыш  скорее адаптировался к новым  условиям, он должен четко соблюдать  режим дня. Если раньше он был, что  называется, в свободном полете: ложился, когда хотел, вставал, когда просыпался, то теперь у него должен быть строгий распорядок дня.

 Если малыш  привык спать после обеда, постарайтесь сохранить эту привычку хотя бы до окончания первого класса.

 В распорядке дня обязательно должно быть отведено время для прогулок и активного отдыха.

 Чтобы малышу было легче адаптироваться к новому режиму, будите его чуть раньше положенного  времени (дайте ему несколько  минут «раскачаться»). Вечером перед  сном почитайте книгу, а не смотрите телевизор.

 Чтобы кроха  не переутомлялся, не перегружайте его  секциями. Объять необъятное невозможно, выберите максимум пару внеклассных  занятий. Еще будет время пойти  «в драмкружок, кружок по фото…».

 2) Сложности в отношениях  с одноклассниками

 Если пока кроха никак не может наладить контакт с одноклассниками, не стоит сразу думать о переводе его в другую школу. Период «притирки» порой длится полгода. Однако помочь малышу адаптироваться надо обязательно.

Подружиться за ребенка с Васей или Петей  вы не можете. Но в ваших силах объяснить ребенку, что все люди разные и нужно научиться принимать их такими, какие они есть. В случае конфликта постарайтесь выслушать обе стороны, а не огульно обвинять или оправдывать детей. Поддержать малыша, без сомнения, важно. Но еще важнее научить его выживать в коллективе и не просто общаться, но и получать удовольствие от общения со сверстниками.

 3) Негативное  отношение к учителю.

 Некоторые детки  сразу же влюбляются в своих учителей (чем нередко вызывают ревность родителей, потому что мнение Марьиванны вдруг становится важнее маминого и папиного). Но другие малыши начинают сначала бояться, а потом и тихо ненавидеть учительницу.

 Узнайте у ребенка, что его тревожит, постарайтесь докопаться до сути проблемы. Если самостоятельно ничего решить не удастся, сходите к учителю. Объясните, чего ваш малыш боится и постарайтесь вместе с педагогом найти пути решения проблемы.

 В случае, если и это не поможет решить вопрос, переводите малыша в другой класс или другую школу. Ведь если психологическую антипатию преодолеть не удастся, то кроме ненависти к учебе и страха идти в школу, вы ничего не добьетесь.

 Первые  месяцы учебы очень важны и  для взаимоотношений родителей и ребенка. Сейчас главное — не растерять доверие. Очень хорошо, что кроха делится с вами, значит, он не только ищет вашей поддержки, но и ценит ваше мнение. Не растеряйте это доверие! Помогите первоклашке привыкнуть к статусу школьника.

 

Материалы сайта http://agulife.ru

От