прогноз погоды

Что делать, если ребенок неуправляем, а вы в ярости?

139
Главный редактор
опубликовано 15 февраля

Иногда поведение детей может вызвать очень сильные чувства. Гнев захлестывает, как волна, особенно, когда мама устала. Ребенок не слушается, а злость и память собственного детства подталкивает – «шлепни как следует! Пусть поймет, что так нельзя!»

Пожалуйста, остановитесь. Когда мы шлепаем детей, долгосрочные последствия могут быть очень серьезными.

Результаты более 100 исследований в разных странах последствий «воспитательных» шлепков, даже не битья, показывают, что шлепки никак не помогают исправить поведение.

Наоборот, дети, которых шлепали в детстве, вырастают более агрессивными, им сложнее дается учеба, возрастает риск употребления алкоголя и наркотиков, криминального поведения, проблем в семейных отношениях, увеличивается риск развития ожирения, артрита и сердечно-сосудистых заболеваний.

Что же делать, если ребенок неуправляем, а вы в ярости? Помните правила поведения в чрезвычайной ситуации в самолете? Сначала кислородную маску себе, потом ребенку. Сначала нужно помочь себе справиться с гневом.

Самый простой способ успокоиться – глубокое дыхание, помогающее снизить частоту сердечных сокращений. Замрите. Сделайте шаг назад. Глубоко вдохните, а потом медленно-медленно выдыхайте. Повторите еще несколько раз. Можно посчитать про себя: вдох на два счета (раз-два), выдох на три счета (раз-два-три).

Возможно, необходимо немедленное вмешательство в ситуацию, требуется остановить поведение ребенка прямо сейчас.

Спросите себя, угрожают ли действия ребенка его жизни, здоровью, безопасности и благосостоянию вашей семьи? жизни или здоровью других людей или существ?

Ответ «да» подходит, когда ребенок тянется к кипящему чайнику, бьет младшего брата, режет ножницами дорогие шторы.

В этом случае физически остановите ребенка, не причиняя боли, например, мягко, но надежно обнимите его. Твердо скажите: «Так делать нельзя». И глубоко дышите. Ваше дыхание, крепкое объятие помогут ребенку и вам успокоиться. После этого можно поговорить, объяснить, почему такое поведение было недопустимо.

Если ситуация позволяет, чтобы ваше вмешательство было отложено на некоторое время (например, ребенок плохо вел себя в школе или прогулял ее, украл деньги, наврал вам), то сначала позаботьтесь о себе. Сильные негативные чувства, как лампочка бензобака на приборной доске автомобиля, показывают, что бензин заканчивается, ваши силы на исходе, потребности не удовлетворяются. Воспитывать детей в таком состоянии неэффективно.

Возьмите паузу. В чем вы сами нуждаетесь прямо сейчас? В отдыхе? В заботе? В безопасности?

Что вы могли бы сейчас для себя сделать, чтобы ваша жизнь хотя бы чуть-чуть стала лучше? Налить себе чашечку чая? Закутаться в одеяло? Поговорить с доброй подругой? Прогуляться?

Когда станет полегче, можно подумать, как помочь ребенку в сложной ситуации, к которой привело его поведение. Мы все совершаем ошибки, это неизбежно, ошибки нужны для того, чтобы научиться вести себя правильно.

Задача родителя — научить ребенка разбираться, что привело к проблемному поведению (украл деньги — зачем были нужны деньги? что хотел купить?). Как компенсировать ущерб (отдать деньги, извиниться), какая есть альтернатива достижения желаемого (как можно заработать деньги? как накопить карманные?). Поговорите с ребенком, расспросите его, что случилось на самом деле, чего он хотел, обсудите, к каким последствиям привело его поведение, и вместе разработайте стратегию для компенсации ущерба.

Конечно, вседозволенность недопустима, должны быть границы и понимание, что хорошо, а что плохо. И при этом нам всем хочется иметь родителей, близких, любимых, которые в трудной ситуации будут на нашей стороне. Без осуждения, обвинения, страха и стыда.

Быть на нашей стороне — не значит оправдывать любое поведение. Это значит быть рядом, когда сложно поступить правильно, и помочь, когда мы хотим исправить свои ошибки.

И эту помощь мы можем дать своим детям. Эта помощь действеннее, чем шлепки, научит детей поступать честно, справедливо и с любовью.

Подробную информацию о влиянии шлепков на детей в долгосрочном периоде можно посмотреть в статье: Spanking and child outcomes: Old controversies and new meta-analyses. Gershoff E.T, Grogan-Kaylor A Journal of Family Psychology 2016, Vol. 30, No. 4, 453–469

 

Источник: Materinstvo.ru


Похожие публикации

22 июня • Статья

Как избавиться от зависти и начать радоваться

Главный редактор
Если вы не понимаете причины появления этого чувства, то оно может изрядно испортить жизнь. Что такое зависть? Почему она появляется? Почему это чувство разъедает изнутри?
21 июня • Статья

Почему у вас сложности с деньгами?

Главный редактор
Оправдания — это ложь, которую вы говорите самим себе. Прекратите хныкать, жаловаться и вести себя как дети. Оправдания делают человека бедным.
20 июня • Статья

57 способов профилактики «хорошести» для «хороших девочек»

Главный редактор
Выход из этого круга не такой быстрый, поэтому одного шага мало. Нужно пробовать разные способы, экспериментировать, расширять свой «репертуар» во взаимоотношениях с людьми и миром в целом.

Сказать спасибо (39)  •  Другие публикации автора

comments powered by HyperComments