Если ребенок с детства научился наблюдать за окружающим миром, то в дальнейшем ему будет проще почувствовать настроение людей и понимать их.

Чем будут полезны  уроки наблюдательности для детей:

Если ребенок с детства научился наблюдать за окружающим миром, то в дальнейшем ему будет проще почувствовать настроение людей и понимать их.

Ему будет проще быстро ориентироваться в обстоятельствах и находить верные выходы даже в сложных ситуациях. Проще отличить истинную красоту от мнимой, правду от лжи, друга от предателя.

Один из лучших уроков Жизни, которому Вы можете научить своего малыша — Умение Наблюдать!

 Как развить наблюдательность у ребенка?

Это можно делать повсюду — на улице: в песочнице, парке, в магазине, и дома. Лучше всего, конечно , преподносить «уроки наблюдательности» в виде свободной игры. Запаситесь непринужденностью, весельем, легкостью полета мысли, и конечно — терпением. Забудьте — о строгости, давлении, торопливости — они убьют у ребенка любое желание играть в эту игру.

 Примеры Игр Наблюдательности — «Наблюдай-ки»:

 1) Прогулка по городу:

Гуляя вместе с ребенком  — просите его запоминать, а потом описывать словами любые интересные ему предметы и объекты.

 Если у Вас мальчик: наверняка ему интересны будут автомобили. Предложите ему внимательно посмотреть на проезжающий мимо Вас автомобиль — а через несколько секунд спросите сына — какой был у машины цвет, размер, форма?

 Если же у Вас девочка: то возможно, для нее будут более интересны красочные витрины, яркие цветочные клумбы. Так, отходя, например, от витрины — можно поиграть в игру «Давай вспомним все до мелочей»: цвет предметов, форму, расположение, забавные детали.

 Вы скажете — «но, это же обычная тренировка памяти…». Отчасти — да, но прежде чем запомнить — ребенку надо увидеть и заметить важные детали, а потом суметь воспроизвести их устно. Тут работает не только зрительная память, но и логическое мышление, способность думать и анализировать.

 2) Развитие наблюдательности у детей на лоне Природы:

Для игры в «Наблюдай-ку» на лоне природы — Вы можете позволить себе дать всю волю фантазии!

 Для развития наблюдательности — можно использовать все — что попадется на глаза: веточки, шишки, камушки, листочки, травинки, кусочки древесной коры. Пусть ребенок внимательно рассмотрит каждый из наденных предметов, определит их величину, цвет, форму, а Вы в свою очередь, опишите ему их особенности: зубчики и прожилки на листьях, насыщенность цвета, причудливость формы, ощущения при прикосновении… К месту придутся вопросы: «На кого похожа эта шишечка? Чем отличаются эти два листика?».

 Объясните крохе, обобщите — что все это богатство — природный материал, «…его подарила нам природа». Предложите собрать его и унести домой — для всевозможных поделок. Листья — для гербария, шишечки, веточки, кусочки мха и прочее — в коробочку. Будет чем заняться ненастными вечерами.

 Для развития любознательности — приобретите атлас животных и растений, присущих Вашему району (полосе). В первую очередь — для себя ! Для того, чтобы: если на прогулке в парке или лесу, малыш задаст очередное «что это?» и «почему» — Вы не стушевались, а со знанием дела определили как минимум название объекта интереса крохи. Например: нужно суметь не перепутать вяз с дубом, сороку с вороной, знать названия трав, деревьев, птиц, обитающих в Ваших местах. Помните: Ваше частое «незнаю» — отобъет у малыша весь интерес спрашивать, интересоваться окружающимм иром.

 Кстати, придя домой — полезно будет заняться с малышом рисованием — пусть он нарисует все, что сумел запомнить — это тоже отличное упражнение для развития наблюдательности — умения подмечать малейшие детали.

 3) Развитие наблюдательности у детей — Мир Звуков:

Попробуйте выработать у ребенка привычку прислушиваться к звукам окружающего мира — благодаря этому, Вы разовьете у него тонкое чутье. И тогда, в будущем — даже по малейшим изменениям в тембре голоса — он сможет улавливать, какие эмоции на самом деле ощущают люди, независимо от того, что они говорят. Он сможет не только слУшать, но и слЫшать.

 Примерные упражнения на тренировку «Умения Слышать»:

 — Шум ветра. Научите ребенка прислушиваться к ветру: и отличать — как шумит ветер в городе (за окном) — и как в парке, в листве деревьев. Пусть он научится чувствовать разницу.

 Таким же образом можно предложить прислушаться: к шуму крыльев — голубя и воробья; к гулу больших и маленьких машин, проезжающих по магистрали — и по обычной городской улице; дробь дождя по асфальту и оконному стеклу…

 — Звуки, воспроизводимые животными. Чем они отличаются? Объясните, что такое высокий и низкий «голосок». Предложите ребенку повторить их — иммитируя различные звуки, ребенок сможет лучше для себя определить их различие.

 Мы предлагаем Вам скачать бесплатно сборник музыки для детей — со звуками природы «День в деревне». Большинство из собранных там композиций содержит звуки, издаваемые домашними животными и птицами (частично лесными). А также звуки неживой природы: дождя, ветра, журчание ручья, волн реки. Этот аудиоматериал может превратиться в увлекательную игру: пусть ребенок попробует угадать — какое животное или птица «говорит»/поет в данный момент?

 4) Наблюдательность и осязание:

— Найди на ощупь: Положите в полотняный мешочек — разные предметы и игрушки: например — чайную металлическую ложку, клубочек шерстяных ниток, шишку из леса, маленькую куколку и пр… Постройте свою игру с ребенком: но смысл ее пусть будет таким — Вы называете предмет, а кроха (не подглядывая!) на ощупь ищет его в мешочке и достает.

 — Найди в песке: Во время игры в песочнице, втайне от ребенка закопайте его формочки. Когда он обнаружит — что игрушки пропали — предложите ему поиграть в следопыта, чтобы найти «пропажу». Для этого надо вспомнить, как они выглядели, какой были формы, цвета и размера, где лежали и что их окружало. «Подумайте» вместе — что с ними могло случиться: затерялись ли они в песке, или их нечаянно унесли другие дети? Рассуждая, ребенок научится сопоставлять, мыслить и наблюдать.

 И напоследок: Не останавливайтесь на достигнутом — ищите новые способы развития наблюдательности у своего малыша! Ведь научившись наблюдать, он сможет лучше концентрироваться, анализировать, мыслить, тоньше чувствовать, видеть внутреннюю красоту, любить и осознавать как устроен окружающий его мир.

Сайт о развитии и воспитании детей — У Совёнка

От