Венчание в церкви – православная традиция, уходящая вглубь веков. Это таинство, подчеркивающее нематериальную, духовную основу брака как союза двух любящих сердец. Поэтому к венцу молодые люди должны прийти только по взаимному согласию и с желанием закрепить союз перед Богом. Они должны чувствовать, что венчание им по-настоящему нужно, и быть готовыми к соблюдению христианских заповедей. Венчание в церкви совершенно отлично от формальной регистрации. Это самое незабываемое и впечатляющее действие, которое навсегда скрепляет любящие сердца. Конвейерное заключение браков в ЗАГСах в последнее время утратило популярность.
В поисках новизны, глубоких и искренних чувств современные молодожены все больше обращаются к традиционной церемонии венчания. Это гораздо более волнующее событие, многие молодожены признаются, что их семейному счастью в немалой степени поспособствовал обряд венчания, придавший их чувствам глубину и одухотворенность, они заново пересмотрели такие понятия как верность и почтительное отношение друг к другу. Если вы задумались о венчании, то не принимайте поспешных решений: для таинства нужна подготовка.
Во-первых, нужно выбрать дату из календаря венчания, во-вторых, ознакомиться с основными правилами венчания в церкви и, наконец, подобрать наряд. Основные правила венчания в церкви просты. Процедура венчания не проводится во время поста: ни однодневного, ни многодневного. Согласно православной традиции, жениху должно быть больше 18 лет, а невесте - 16 лет. Есть и иные ограничения – церковь не одобряет множественных браков и обряд венчания для 4-го брака и более невозможен. Препятствиями браку, кроме того, являются кровнородственная связь жениха и невесты или наличие у одного из них психических расстройств. Обряд венчания не проводится для некрещеных, для лиц другого вероисповедания или для убежденных атеистов, воспринимающих его как модное веяние. На венчание в церкви желательно родительское благословение, но его отсутствие не препятствует обряду, если новобрачные достигли совершеннолетия. Беременность тоже не является преградой.
Если молодые люди удовлетворяют указанным требованиям, им нужно будет за две-три недели до обряда выбрать церковь и посетить ее, чтобы ознакомиться с правилами и ходом совершения таинства. Обычно венчание в церкви проводит ее священник, но в ряде случаев молодоженам дозволяется проводить обряд со своим духовным отцом. Если планируется фото- и видеосъемка, об этом нужно заранее договориться со священником. Кроме того, можно дополнительно заказать колокольный звон и церковный хор, хотя в некоторых церквях они уже входят в ритуал.
В большинстве храмов венчание проводится по предварительной записи, и поэтому, выбрав время и дату в календаре, обязательно уточните ее у священника храма. Венчание проводится только после регистрации брака в ЗАГСе, с собой нужно будет взять свидетельство о браке. Жених и невеста во время обряда должны быть с нательными крестиками, так как венчаться могут только крещеные. Желательно, чтобы невеста была в головном уборе, с минимумом косметики и не использовала духи с резким запахом. Слишком длинная и пышная фата может загореться от свечей. Невеста при обряде будет держать в руке свечу и свой букет ей лучше передать заранее.
Если невеста в открытом свадебном платье, то потребуется накидка чтобы закрыть руки, грудь и спину. Обряд занимает около 40 минут, но может и затянуться, поэтому рекомендуется удобная обувь на невысоких каблуках. Раз уж речь о невесте, остановимся сразу на важном моменте – подвенечном платье. Подвенечное платье отличается от свадебного обязательным шлейфом. Такое платье – атрибут не только православного, но и католического ритуала. Когда обряд закончится, шлейф можно будет отстегнуть или подколоть.
Но экономить на его длине не следует, существует поверье, что чем он длиннее, тем дольше супруги будут жить вместе. Кроме того подвенечное платье не должно быть чересчур пышным и роскошным, по традиции оно символизирует кротость и скромность невесты. Обычно оно просто белого цвета. Как было сказано выше, платье должно или закрывать руки, грудь и спину невесты, или иметь накидку. Подвенечное платье не обязательно является свадебным, это может быть простой скромный наряд светлых тонов. Тем не менее, большинство невест предпочитает венчаться в свадебных платьях. В таком случае следует избегать коротких и чересчур обтягивающих фасонов и обязательно использовать фату. А теперь вернемся к самой процедуре венчания в церкви. Обручальные кольца нужно отдать священнику до ее начала, в руках жениха и невесты должны быть заранее освященные венчальные иконы.
Во время обряда потребуется долго держать венцы над головами жениха и невесты, это обязанность шаферов. Желательно, чтобы шаферы были высокими, потому что удерживать венцы долгое время на весу непросто. Есть и другие нюансы: присутствие женщин в брюках нежелательно, и если таковые будут среди гостей, то лучше выделить им место где-нибудь в середине. Не все присутствующие относятся к венчанию как таинству, для некоторых оно является утомительной и скучной процедурой.
Таких гостей лучше разместить в задних рядах. Присутствие всех гостей на обряде не является обязательным поэтому состав участников можно заранее скорректировать. Обряд венчания требует строго соблюдения церковных традиций и правил. Вначале священник вручает жениху и невесте горящие свечи, затем – надевает обручальные кольца: сперва на палец жениха, затем на палец невесты – после чего трижды их меняет. Жениху выбирают золотое, а невесте – серебряное кольцо. В результате смены колец золотое кольцо остается у невесты, а серебряное кольцо – у жениха.
После обручения новобрачные выходят в центр храма и священник спрашивает заключают ли они брак по доброй воле и есть ли препятствия этому. За ответами следует молитва и на головы новобрачных возлагаются венки. Затем выносится чаша с вином, символизирующая радости и невзгоды, которая подается новобрачным в три приема. После этого священник трижды проводит жениха и невесту с соединенными руками под церковное пение вокруг аналоя. В конце концов они встают у Царских врат алтаря и выслушивают назидание священника. После этого обряд считается завершенным и молодые принимают поздравления от друзей и близких.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный свет таинства, торжественно выходят на середину храма.
Впереди идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословенное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связана ли обещанием другому жениху?»
Ответ: «Нет, не связана».
Теперь начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью — чин венчания. Начинается оно литургическим возгласом «Благословенно Царство...», которым провозглашается сопричастность супругов Царству Божиему.
После краткой ектеньи о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...», «Боже Святым, создавый от персти человека...».
Теперь наступает главный момент таинства.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, он говорит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (глава 2, стих 1—11).
После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника «Господи Боже наш, во спасительном...», в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения уважаемой старости «с чистым сердцем делающя заповеди Твоя».
Затем следует Просительная ектенья.
Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, с дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...» — и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш», главную из всех молитв в христианском мире.
В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее новобрачным, которые попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино.
Общая чаша как бы символизирует общую судьбу двух людей, с общими радостями, скорбями и утешениями.
Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее — своей рукой, трижды обводит молодых вокруг аналоя.
Такое круговое хождение означает, что супружество, которое началось сегодня для этой четы, будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного таинства.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благосло-вися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия.
И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возве-селися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранящи пределы закона, зане-тако благоволи Бог».
Затем в двух последующих молитвах «Боже, Боже наш» и «Отец, и Сын, и Святый Дух» священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы молодым, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Затем, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно — жених к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых приносят из дома или приобретают в храме в знак родительского благословения. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.
Из храма новобрачные выходят последними.