Кроме того, существует много различных вещей, которые люди ставят себе в оправдание того, что они не ходят в церковь...
Сложно молиться, когда вокруг много людей? Возможна ли "индивидуальная церковь"?
Да. Каждый человек - это индивидуальная церковь; трудно тебе, встань в уголке храма, затвори двери своей души и никого, кроме Господа, не впускай, ни на кого внимания не обращай, помни, ты пришел к Богу, а не к людям...
"Посещайте чаще храм Божий. Хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: "Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!" Преподобный Варсонофий Оптинский
Не понятен церковно-славянский язык?
Поверьте, это только поначалу! Потом, со временем, смысл молитв будет раскрываться. Где-то вы поймете его интуитивно, где-то отыщете объяснение. И увидите, какой это красивый язык... Мы же не просим переписать классику или научную литературу на современный пАдонкАвско-смс-очный язык. "Одни слова - для кухонь, другие - для улиц", пел Бутусов. Вот так и тут =)
И еще раз прошу: не впускайте в себя соблазн - это может быть, и скорее всего, есть сеть, расставленная на душу вашу лукавым. Так, например, многие "новоначальные" соблазняются непонятностью для них церковно-славянского языка.
Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, - чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного Святыми отцами духоносного языка.
Ну а что вы пока не все понимаете из церковных молитв - не скорбите; "Ты не понимаешь, зато бесы все понимают", - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Душа способна "впитывать" благодать богослужения и молитвы и без участия в этом разума (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). Ну, а время придет, проявите терпение и настойчивость на пути к Богу - и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения. Священник М.Шполянский
Боитесь шипения старушек и осуждения, если вы что-то сделаете не так?
Первое - ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в ваших отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как вы к Нему пришли, и, несомненно, принимает вашу безыскусную молитву. Даже если вы поначалу что-то сделаете "не как положено", если вам сделают замечание или даже обругают, - не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить вашу веру и смирение: пришли ли вы к Богу или пришли себя показать. Отсюда вытекает и второе: имейте терпение, не торопите события духовной жизни по принципу "все или ничего"; все придет, но только со временем... "терпением вашим спасайте души ваши", - сказал Господь (Лк. 21,19). Третье - имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйтесь вам непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным - не судите сходу, вручите суд весь Богу, а сами откройте свое сердце тому, что вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий. Об остальном говорите себе: "Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно". Священник М.Шполянский
Словом, все неприятные эмоции от замечаний проистекают чаще всего от гордыни (которая является грехом) - вот, мол, как этот так, почему меня поправляют, я и сам все знаю. Лучшее средство от шипения - дать понять, что вы новичок, ничегошеньки не разумеете и будете рады всем объяснениям. Упрекающий сразу смягчится (ведь и осуждение - грех, это ли не знать церковным людям!) и постарается вам что-то рассказать-показать. Проверено на себе =)
Но тут тоже надо фильтровать советы. Старушки хоть и подольше в церковь ходят, но полны всяческих суеверий. Но это уже отдельный вопрос...
Боитесь исповедоваться батюшке?
"Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику. Не беспокойтесь - свой своего всегда найдет." Преподобный Лев Оптинский
Батюшка - это не тот человек, который приставлен вас осудить, но тот свидетель, в присутствии которого вы исповедуетесь Самому Христу. Зачем же нужен батюшка? Для того, чтобы молиться о том, чобы Господь принял ваше покаяние и простил, для того, чтобы свидетельствовать Спасителю об искренности вашего покаяния. Батюшка стоит рядом с вами и переживает ваши грехи так, как будто это его собственные пригрешения. Вам страшно, вам тяжело, стыдно - а батюшка тот человек, который мысленно держит вас за руку, который сострадает вам.
"Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств." Преподобный Никон Оптинский
Священник - врач, к которому пришел человек с больной душой, желающий излечиться... И он чувствует радость от того, что еще один человек решил обрести духовное здоровье...
И не будет он вас осуждать. За что? Разве можно осуждать человека за то, что он искренне решил исправиться?
"Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе." Преподобный Амвросий Оптинский
И не бойтесь рассказывать обо всех своих грехах. Список грехов весьма стандартен, ничего нового уже придумать нельзя. И, поверьте, всё, что вы можете поведать батюшке, он уже слышал много раз от других людей, и ничего нового вы ему не откроете, ничем не удивите, какой бы великий и тяжкий грех не рассказали...
"Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных." Священник М.Шполянский
"Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому." Преподобный Иосиф Оптинский
"Бояться срама при исповеди - тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение." Преподобный Макарий Оптинский
Обычный человек, услышав что-то неприятное о другом человеке, злое, страшное и т.д, скорей всего его осудит, тем более, если этот человек ему малознаком... Но не так поведет себя священник!
Священник никогда не соблазнится услышанным, исповедь даже самых тяжких и отвратительных грехов не вызовет у него дурного чувства к исповедующемуся: зрелище очищающейся души всегда вызывает чувство любви и радости. Нужно знать также, что священнослужители обязаны хранить тайну исповеди под страхом извержения из сана. Священник Михаил Шполянский
Да. И еще. Католикам, например, легче грешить - они исповедуются в темной кабинке, в пустоту (и не просыпается у них стыд перед человеком (священником), который для многих начинающих верующих является более тяжелым переживанием, нежели стыд перед Богом).
А мы - человеку. Переборов себя однажды, пойдешь на первую исповедь, расскажешь какой-нибудь страшный грех - и не захочется больше его повторять, чтоб снова не переживать тот стыд и страх на исповеди.
К вопросу о брезгливости. Причащение таинств Христовых у нас происходит одной ложкой. Почему я должен отвлекаться на такие мысли как: здоровый или больной человек причащается передо мной?
Это нехорошо, это невоспитанные мысли. Они спровоцированы тем же, кто спровоцировал Иуду. Двенадцать апостолов не из ложечки причащались, а вообще из одной и той же чаши пили. Представьте, что вы 13-й апостол, вошли на Тайную вечерю и говорите: "Ой, тут вот эти мужики грязные, провинциалы-галилеяне. Давно ли они мылись? Не болеют ли они чем-нибудь? Не буду я после них губами общей чаши касаться!". Литургия ведь и есть Тайная вечеря.
Ладно, не хотите по-богословски, скажу по-медицински. Я дьякон. После того, как все прихожане причастились, то, что осталось в чаше, должен выпить я. Потом должен вымыть чашу и даже эту воду я не могу вылить – опять должен выпить ее. С точки зрения гигиены вся зараза, которая есть в моем приходе, а значит, вся зараза, которая есть в Москве, – моя.
Могу вас уверить, что за 15 лет моего служения дьяконом я ни разу не болел инфекционными болезнями. А когда я был просто студентом в Университете и в семинарии, то каждую зиму с какой-нибудь гадостью – ОРЗ или грипп – дней десять валялся. В общем – во что веришь, то и получаешь. Диакон А.Кураев
Добавлю еще, что во время эпидемии чумы в Москве в восьмидесяте годы XVIII в., батюшки причащали умирающих от этой болезни. И после больного они обязаны были облизать ложечку, чтобы ни капли святых даров не было попрано. По всем земным законам они должны были заразиться. Но! Во время причастия Дух Святой сходит на хлеб и вино и они становятся Плотью и Кровью Христовой. Это - невидимое глазу Чудо. И никакие земные законы тут не действуют. Поэтому ни один священник, причащающий умирающих не заразился!
Может ли Церковь сказать, что под ее сводами не гнездятся пороки?
Всякий грех в Церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви . Желание видеть в жизни церковных людей лишь грехи понятно: оно порождается стремлением к психологической самозащите. Человеку свойственно защищать свое болото. Если признать для себя Православие, придется подгонять свою житуху под заповеди Христа. Обыватель ощущает угрозу со стороны Церкви: "Если я соглашусь с Евангелием, значит, нужно будет что-то менять в моей жизни!"...
Поскольку этого, ой, как не хочется – то человек и городит турусы на колесах, рисует для себя карикатуры на церковную жизнь. Диакон А.Кураев