мне кажется, это полезно. напишу упражнения, которые нашла в интернете, и которые мне показались несложными и интересными
а как вы занимаетесь с ребенком? давайте обмениваться опытом
гимнастика "для мозга"
Скрытый текст: Показать
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы
американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от
греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Вот несколько упражнений из комплекса:
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши
руками.
2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя
руками
3. массаж пальцев массажным шариком
4. Кулак-ребо-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих
друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь
на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений
моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При
усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами
(«кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
5. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены
положений.
6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем,
который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.
Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих упражнений у детей улучшается
память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость,
повышается способность к произвольному контролю.
американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от
греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Вот несколько упражнений из комплекса:
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши
руками.
2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя
руками
3. массаж пальцев массажным шариком
4. Кулак-ребо-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих
друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь
на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений
моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При
усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами
(«кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
5. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены
положений.
6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем,
который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.
Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих упражнений у детей улучшается
память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость,
повышается способность к произвольному контролю.
дыхательная гимнастика
Скрытый текст: Показать
дыхательные упражнения. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
1. Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
З. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
4.Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
1. Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
З. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
4.Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
упражнения на развитие внимательности
Скрытый текст: Показать
1. искать в тексте заданные буквы, например о и а, постепенно увеличивая число искомых букв до 4-5
2. выполнять две задачи одновременно, напр. читать текст и на каждое новое предложение/абзац хлопать в ладоши.
3. выбрать 6-10 предметов и спрятать один или несколько. ребенок должен назвать чего не хватает
4. читать вслух и попросить сосчитать, сколько раз встречается заданное слово в тексте
+ Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по
столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
+ Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование.
Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и
правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
5. графический диктант - на слух проводить линию, в итоге нарисовать рисунок (рисунки есть в интернете, называется
графический диктант)
6. с завязанными глазами перебирать руками мелкие предметы и сортировать их
7. рисовать одновременно двумя руками, можно одинаковые или разные рисунки (крестик+нолик, круг и
треугольник)
8. считать до 30 и определенные цифры заменять фразой "не собьюсь" или хлопком
9. «Бабочкино письмо»
Необходимый инвентарь: игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.
Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за
тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку,
чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».
Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Пример игры:
«Бабочка сидела на букве "у". Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и
остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх,
остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».
В эту игру можно играть много раз
10. вырезать пять или больше цветных карточек, и попросить ребенка запомнить их расположение друг за другом.
закрыть глаза и попросить назвать цвета вслух.
11. приготовить 6 разных геом. фигур, похожих друг на друга. показать ребенку одну фигуру (усложняя до сочетания
фигур), на 10 секунд, потом попросить вспомнить и найти ее (их)
как вариант, сначала вслух назвать очередность их выкладывания, потом попросить выложить так же
12. разукрасить половину картинки, показать на несколько секунд ребенку и закрыть, по памяти предложить ему
разукрасить вторую половину так же
2. выполнять две задачи одновременно, напр. читать текст и на каждое новое предложение/абзац хлопать в ладоши.
3. выбрать 6-10 предметов и спрятать один или несколько. ребенок должен назвать чего не хватает
4. читать вслух и попросить сосчитать, сколько раз встречается заданное слово в тексте
+ Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по
столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
+ Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование.
Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и
правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
5. графический диктант - на слух проводить линию, в итоге нарисовать рисунок (рисунки есть в интернете, называется
графический диктант)
6. с завязанными глазами перебирать руками мелкие предметы и сортировать их
7. рисовать одновременно двумя руками, можно одинаковые или разные рисунки (крестик+нолик, круг и
треугольник)
8. считать до 30 и определенные цифры заменять фразой "не собьюсь" или хлопком
9. «Бабочкино письмо»
Необходимый инвентарь: игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.
Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за
тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку,
чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».
Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Пример игры:
«Бабочка сидела на букве "у". Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и
остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх,
остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».
В эту игру можно играть много раз
10. вырезать пять или больше цветных карточек, и попросить ребенка запомнить их расположение друг за другом.
закрыть глаза и попросить назвать цвета вслух.
11. приготовить 6 разных геом. фигур, похожих друг на друга. показать ребенку одну фигуру (усложняя до сочетания
фигур), на 10 секунд, потом попросить вспомнить и найти ее (их)
как вариант, сначала вслух назвать очередность их выкладывания, потом попросить выложить так же
12. разукрасить половину картинки, показать на несколько секунд ребенку и закрыть, по памяти предложить ему
разукрасить вторую половину так же