РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИУЧЕНИЮ К ГОРШКУ: ДАННЫЕ АМЕРИКАНСКОЙ АКАДЕМИИ ПЕДИАТРИИ
Recommendations on toilet training: information from the American Academy of Paediatrics1по специальности "Медицина и здравоохранение" из научного журнала "Педиатрическая фармакология", Шарков С. М., Студеникин В. М., Акоев Ю. С., Яцык С. П.
автор научной работы —
Шарков С. М., Студеникин В. М., Акоев Ю. С., Яцык С. П.
Шарков С.М. - заместитель директора НИИ педиатрии по научной работе Научного центра здоровья детей РАМН ,профессор , доктор медицинских наук.
http://cyberleninka.ru/article/n/rekome ... -pediatriiВыдержка из статьи
Нормальное развитие детей раннего возраста в зна-
чительной степени определяется правильным уходом
за ними. Процесс приучения к горшку — важный этап
в развитии и взрослении ребенка, а также в формиро-
вании его отношений с родителями. Многие родители
склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их
ребенок не развивается в соответствии с их представле-
ниями. В этой связи важно вселить в родителей понима-
ние и уверенность в том, что каждый ребенок индивидуа-
лен, как и темпы его развития.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего
приучения к горшку» (в течение первого года жизни)
в настоящее время признаны устаревшими и нефизио-
логическими, потому что не учитывают степень зрелости
мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннерва-
ции мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обуче-
ние становится долгим и малопродуктивным процессом.
Кроме того, при раннем приучении к горшку у детей могут
возникать не только негативные реакции (поскольку
обучение построено на давлении со стороны родителей),
но и соматоневрологические дисфункции. В дальней-
шем данные нарушения могут реализоваться в запоры,
недержание мочи/кала, многочисленные невротические
реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достиже-
нии определенного возраста — энурез, гиперактивный
мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное
приучение к горшку в любом возрасте является стрессом
как для ребенка, так и для родителей. Ситуация усугубля-
ется, если ребенок еще не способен понять или интер-
претировать полученную команду. Попытки навязать
ребенку такие методы, основанные на доминировании
взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса
обучения и низкой эффективности.
Описываемые в литературе методы раннего приучения
к горшку относятся к рефлекторным, то есть основанным
на выработке условного рефлекса, а не сознательного
навыка. В процессе приучения родители определяют сиг-
налы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или
дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домаш-
них животных. Такие приемы основаны не на реальном
обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэф-
фективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли
взрослый распознать потребность или желание ребенка
сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элемен-
ты обучения, и процесс не носит ассоциативный харак-
тер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непо-
стоянный характер и может быть утрачено при любой
стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд
Это статья для тех , для кого ВОЗ не авторитет
Нелегко разрываться между мужем, детьми, спортом, домом и работой, но свои 8 часов на Хабмаме я все-таки выкраиваю!