Tanush писал(а): а можно еще поподробнее про "боится темноты". Как корректировать это у дочери. С чего начать?
Татьяна, страх темноты или одиночества присущ всем детям 3-5 лет. Если этот период пройден правильно и с пониманием причин, то эти страхи исчезают. Если подзадержались и надолго, то надо искать что они под собой скрывают: эмоциональную травму, которая спровоцировала блок, или это отголоски застарелого неврологического неблагополучия.
Рефлекс Моро не отвечает исключительно за «страх темноты», а рефлекс паралича при страхе за страх Бабы-Яги, допустим. Не. С ними связывают испуг при любых внезапных событиях – звук, свет, образ, прикосновение. Рефлекс паралича при страхе и рефлекс Моро – это непроизвольные реакции на опасность. При РПС – человек замирает, задерживает дыхание, мышечный тонус падает, давление повышается. При Моро – человек вздрагивает, может вскрикнуть, испытывает гнев.
Эти рефлексы нужны на начальном этапе адаптации ребенка. Их появление и исчезновение соответствует этапам развития ребенка. Однако неинтегрированные примитивные рефлексы затрудняют формирование адекватных, соответствующих возрастным периодам формам поведения. Например, опасность, надо убегать, а у человека сработал рефлекс паралича при страхе, и он замер на месте и все… То есть, эти рефлексы должны встроиться в систему других более сложных движений или форм поведения.
Рефлексы не интегрируются или задерживаются при определённом неврологическом неблагополучии – родовые травмы, кесарево сечение, стремительны роды и так далее. Возникают блоки функционально-физиологической системы => нарушается работа всего организма. Заниматься этими проблемами должны рефлексотерапевты. Они тестируют мышцы, назначают процедуры, массажи, гомеопатию. Как правило, присутствует положительная динамика в виде снижения активности патологических рефлексов, уменьшается количество страхов, снижается мышечное напряжение. В общем, плюшки прилагаются однозначно.
На дом назначают приемы сенсорной терапии, упражнения на стимуляцию органов слуха, зрения, осязания, работа с вестибулярным аппаратом. В принципе, все эти упражнения можно и самим найти в инете. Плюс, психотерапия эмоциональной сферы, взаимоотношения родителей и ребенка.
Как правило, на этот аспект первым делом внимание обращается. Вернуть рефлекс паралича при страхе можно запросто наорав на ребенка. Например, стоит ребенок, ему два, три... пять лет, неважно, мама в три-четыре раза выше. Она гавкнула, замахнулась, рожа ненавистью перекосилась, в этот момент родительского неадеквата малыш замрет и перестанет дышать. Вот вам РПС в действии. Да потом еще ребенок три года в себя приходить будет. Понятно, что сработают механизмы защиты, ребенок успокоится, все вернется в обычное русло, и мама вполне может не заметить последствий: ни слабовыраженного логоневроза, ни тика, ни суетливых движений рук и так далее. Но в ребёнке это останется навсегда. Дети очень чувствительны к внутреннему состоянию родителя. Конечно, это жесткий пример, зато сразу понятно о чем речь.
При страхе активизируются стрессовые нейромедиаторы и гормоны. Если страх присутствует постоянно, то возникает переизбыток стрессовых веществ, которые ослабляют иммунную систему, нарушается формула сна, возникают перепады настроения со всеми вытекающими последствиями. Химический дисбаланс влияет на процессы передачи информации, нарушается баланс между торможением и возбуждением.
visual*1986* писал(а): А если ребенок пугается если теряет родителя из виду на улице
Смотря как часто такие ситуации происходят.
visual*1986* писал(а): ...не будет сидеть один с закрытой дверью это страх быть брошенным? Как в этом случае помочь?
Не факт. Может ребенок не хочет сидеть дома один, потому что боится, что к нему придет некто по имени Фредди
Какой именно страх и какие причины его породили - разбирать надо на очной встрече со специалистом. И затем начинает работать психотерапия, все ее виды. И арт-терапию подключить обязательно, куда же без нее. Последняя массу приемов предлагает: лепка – трансформируем напряжение, снимаем зажимы, даем ребенку чувство контроля над происходящим, коллажи – тоже трансформации, замещение, чувство контроля, рисование – возвращаем границы, рисование на черных листах – работа со страхами и так далее. Арт-терапию вполне можно совместить с сенсорной интеграцией, учитывая, что дети с неинтегрированным Моро не очень-то и любят прикосновения, открытые руки и ноги.
Страх быть брошенным могут породить такие воспитательные перлы как: я тебя тут оставлю, пусть тебя заберет злой дядька, чужая тетка, кому ты такой нужен, не буду с тобой разговаривать никогда, с этой минуты у тебя нет матери, да за что ты мне такое наказание, такой/такая сын/дочь мне не нужен/не нужна, отдам тебя в детдом, живи один как хочешь... Все эти вещи след тяжелый оставляют, взращивают нелюбовь к себе... Кто-то вырастая, начинает с этими "подарками" разбираться, а кто-то так и живет, с непонятной болью внутри, весь перекошенный...