Итак, приступим...
ПРО ЕДУ
Скрытый текст: Показать
С момента начала введения прикорма моя дочь высказывала резко отрицательное отношение к еде. Все приготовленные на пару и измельченные блендером брокколи, цветные капусты, морковки и картошки безжалостно выплевывались. На какие-только ухищрения я не шла... Накупила кучу тарелок с "веселенькой" расцветкой, "ела" Таину еду сама, высказывая неземное наслаждение, выкладывала рис в форме елочки и украшала зеленым горошком и кукурузой, кормила всех ее ляль и мишек, читала потешки про еду... И делала еще много чего совершенно (как оказалось позже) ненужного и бесполезного. Позже уже в более сознательном возрасте 2-ух лет мы скатились до еды под просмотр мультфильмов и еды "за конфетку". И в один распрекрасный момент я поняла, что мне не нравится как ест мой ребенок. Не в плане аккуратности или количества или даже качества принимаемой пищи, а именно в плане всех этих "стимулирующих" мероприятий. Я поняла, что мы превратили естественный физиологический процесс в балаган и надо это срочно менять, пока ребенок маленький и еще не поздно.. И мы начали менять. Ноутбук "переехал" к папе на работу. Конфеты в доме были "съедены". А самым главным (и трудным) было "закрыть свой ротик на замочек" и не комментировать постоянно процесс еды своей дочери: "Открой ротик пошире", "Больше в ложку набирай", "Не гляди по сторонам", "Сядь ровно", "Запивай, не ешь в сухомятку" и т.д.
И теперь самое интересное... Вы, наверное, ждете, что я сейчас скажу - "и вот ТОГДА дочь наконец-то стала есть как шахтер после смены" Я вас разочарую - нет. Чуда не произошло. Но произошла одна очень важная вещь - процесс еды перестал быть ежедневной трехразовой пыткой для меня, мужа и дочки. Он стал ЕСТЕСТВЕННЫМ. Я сейчас понимаю, как ВАЖНО, чтобы естественные потребности удовлетворялись естественным образом. Без уговоров, принуждений, шантажа (а как еще назвать фокус с конфеткой?) и прочих подобных методов.
Но не думайте, что я забыла о своем обещании помочь вам в вопросе "ребенок плохо кушает". Несколько действенных методов все же есть. НО! Они не имеют ничего общего ни с уговорами, ни с заставлениями.
Дело в том, что потребность в еде базовая, естественная, физиологическая потребность человека и сформировать ее искусственно практически невозможно. Человек либо хочет кушать в определенный момент времени, либо нет. Посудите сами - если вы не хотите кушать, вряд ли мне удастся убедить вас в обратном стихотворением и красивой тарелкой, не так ли?
Итак, что же все-таки можно сделать с плохим аппетитом:
1. Удлинить интервалы между приемами пищи.
Когда моей дочери исполнился год и были введены в прикорм уже все основные продукты, я пыталась кормить ее ПЯТЬ раз в день + ребенок был на ГВ. Неудивительно, в общем-то, что аппетита едва хватало на два-три приема пищи.
2. Само собой еда должна быть свежей, вкусной и полезной.
Должна аппетитно пахнуть и аппетитно выглядеть. Красиво сервированный стол тоже не помешает. Елочки из риса, в принципе, пожалуйста, но без фанатизма. Помним, что наша задача естественное формирование аппетита, т.е. теоретически голодный ребенок должен умять даже гороховую кашу-размазню, которую, наверное, до сих пор дают в школьных столовых. Но мы им уподобляться не будем, а будем следовать правилу "золотой середины".
3. Кушать нужно всей семьей в одно и то же время.
Для этого, конечно, совсем необязательно выдергивать папу с работы и бабушку с другого конца города. Если в настоящий момент времени, вы с ребенком дома вдвоем, то и кушайте вместе. Про режим комментарии, думаю, излишни. Давно доказано (еще Павловым), что употребление пищи в одно и то же время формирует у человека условный рефлекс и даже стимулирует выработку желудочного сока в определенные часы.
4. Это, пожалуй, самый главный пункт, после второго - для того, чтобы хорошо покушать, ребенок должен хорошо проголодаться.
Как это сделать? Легко и просто. Как можно больше бывать на свежем воздухе, причем не ковыряясь в песочнице, а бегая и прыгая. Заниматься спортом. Любым. Ну кроме шахмат, наверное. Закаляться естественным образом, т.е. не кутать ребенка. Не одевать носки или, того хуже, колготки при малейшем сквозняке. Расти с открытыми форточками. Гулять в ЛЮБУЮ погоду. Купаться в прохладной воде. По возможности ходить в бассейн.
И напоследок... Допустим, вы выполнили все пункты рекомендаций, а ребенок ВСЕ РАВНО НЕ ЕСТ. Что делать?
Совершенно точно - не нужно заставлять и уговаривать. Это путь в никуда. Чем больше вы "давите" на ребенка, тем больше он будет сопротивляться. Не хочет есть на завтрак? Ок! К обеду совершенно точно проголодается.
Этот принцип касается и остальных базовых потребностей - сна, походов на горшок...
Более подробно о них я расскажу в следующий раз.
Спасибо за внимание!
P.S. Для тех, кто на ГВ. Отмена ГВ лишь немного улучшила аппетит дочери. Так что, если вы намерены отлучить ребенка от груди, чтобы улучшить аппетит, вынуждена вас разочаровать - это мало поможет.
И, вообще, смиритесь, что ваш ребенок малоежка. Зато ему (или ей) гарантирована стройная фигура, легкость, грация... Никаких лишних кило! Никакого целлюлита и изнуряющих диет в будущем! Балет, гимнастика ваше (и наше) ВСЕ!
И теперь самое интересное... Вы, наверное, ждете, что я сейчас скажу - "и вот ТОГДА дочь наконец-то стала есть как шахтер после смены" Я вас разочарую - нет. Чуда не произошло. Но произошла одна очень важная вещь - процесс еды перестал быть ежедневной трехразовой пыткой для меня, мужа и дочки. Он стал ЕСТЕСТВЕННЫМ. Я сейчас понимаю, как ВАЖНО, чтобы естественные потребности удовлетворялись естественным образом. Без уговоров, принуждений, шантажа (а как еще назвать фокус с конфеткой?) и прочих подобных методов.
Но не думайте, что я забыла о своем обещании помочь вам в вопросе "ребенок плохо кушает". Несколько действенных методов все же есть. НО! Они не имеют ничего общего ни с уговорами, ни с заставлениями.
Дело в том, что потребность в еде базовая, естественная, физиологическая потребность человека и сформировать ее искусственно практически невозможно. Человек либо хочет кушать в определенный момент времени, либо нет. Посудите сами - если вы не хотите кушать, вряд ли мне удастся убедить вас в обратном стихотворением и красивой тарелкой, не так ли?
Итак, что же все-таки можно сделать с плохим аппетитом:
1. Удлинить интервалы между приемами пищи.
Когда моей дочери исполнился год и были введены в прикорм уже все основные продукты, я пыталась кормить ее ПЯТЬ раз в день + ребенок был на ГВ. Неудивительно, в общем-то, что аппетита едва хватало на два-три приема пищи.
2. Само собой еда должна быть свежей, вкусной и полезной.
Должна аппетитно пахнуть и аппетитно выглядеть. Красиво сервированный стол тоже не помешает. Елочки из риса, в принципе, пожалуйста, но без фанатизма. Помним, что наша задача естественное формирование аппетита, т.е. теоретически голодный ребенок должен умять даже гороховую кашу-размазню, которую, наверное, до сих пор дают в школьных столовых. Но мы им уподобляться не будем, а будем следовать правилу "золотой середины".
3. Кушать нужно всей семьей в одно и то же время.
Для этого, конечно, совсем необязательно выдергивать папу с работы и бабушку с другого конца города. Если в настоящий момент времени, вы с ребенком дома вдвоем, то и кушайте вместе. Про режим комментарии, думаю, излишни. Давно доказано (еще Павловым), что употребление пищи в одно и то же время формирует у человека условный рефлекс и даже стимулирует выработку желудочного сока в определенные часы.
4. Это, пожалуй, самый главный пункт, после второго - для того, чтобы хорошо покушать, ребенок должен хорошо проголодаться.
Как это сделать? Легко и просто. Как можно больше бывать на свежем воздухе, причем не ковыряясь в песочнице, а бегая и прыгая. Заниматься спортом. Любым. Ну кроме шахмат, наверное. Закаляться естественным образом, т.е. не кутать ребенка. Не одевать носки или, того хуже, колготки при малейшем сквозняке. Расти с открытыми форточками. Гулять в ЛЮБУЮ погоду. Купаться в прохладной воде. По возможности ходить в бассейн.
И напоследок... Допустим, вы выполнили все пункты рекомендаций, а ребенок ВСЕ РАВНО НЕ ЕСТ. Что делать?
Совершенно точно - не нужно заставлять и уговаривать. Это путь в никуда. Чем больше вы "давите" на ребенка, тем больше он будет сопротивляться. Не хочет есть на завтрак? Ок! К обеду совершенно точно проголодается.
Этот принцип касается и остальных базовых потребностей - сна, походов на горшок...
Более подробно о них я расскажу в следующий раз.
Спасибо за внимание!
P.S. Для тех, кто на ГВ. Отмена ГВ лишь немного улучшила аппетит дочери. Так что, если вы намерены отлучить ребенка от груди, чтобы улучшить аппетит, вынуждена вас разочаровать - это мало поможет.
И, вообще, смиритесь, что ваш ребенок малоежка. Зато ему (или ей) гарантирована стройная фигура, легкость, грация... Никаких лишних кило! Никакого целлюлита и изнуряющих диет в будущем! Балет, гимнастика ваше (и наше) ВСЕ!
ПРО СОН
Скрытый текст: Показать
Обещала поделиться опытом о "борьбе за дочкин сон". Делюсь!
Итак, сон... Совсем недавно эта тема была для нас еще более животрепещущей, чем тема еды. По правде говоря, полноценно спать наша семья стала буквально пару месяцев назад. И если по началу это было оправдано коликами и ГВ, то после двух лет, когда мы уже отлучились, стало очевидной проблемой. Больше всего нас напрягали даже не ночные просыпания дочери, а то как ДОЛГО она укладывалась спать. Длилась эта процедура ТРИ (!) часа. В 9 мы купались (точнее сначала уговаривали дочку пойти купаться минут 15-20, не меньше), потом минут 30-40 она плюхалась, еще минут 15-20 мы уговаривали ее вылезти из ванны, потом уговаривали одеть пижаму, потом смотрели Спокушки (к счастью, без уговоров), чистили зубы (опять же с уговорами), потом читали книжку и затем начиналось самое "веселое"... Мы укладывали ее в кровать и она еще, как минимум, час, а то и полтора крутилась, вертелась, бегала в детскую за игрушками, в кухню пить.. Причем даже заранее принесенная игруха или стакан с водой ее не устраивали. Каждый раз надо было что-то новенькое. То она хотела спать со мной, то с папой, потом опять со мной... Что мы только не предпринимали для ее успокоения: пели колыбельные, шептали сказки, гладили по спинке, качали в кровати и даже на руках, включали ночник-проектор, рассказывали, что все вокруг спят, укладывали рядом с ней игрушки и когда уже терпение было на исходе, строго говорили: "А ну-ка быстро СПАТЬ!!!" В итоге она кое-как засыпала в 12. А я выползала из спальни с нервным тиком. Потом мы ходили по психологам, неврологам, делали ЭЭГ, давали Тае успокоительное (которое давало только временный эффект), но ничего не помогало...
Спасла нас замечательный педиатр Светлана Анатольевна. Она нам подсказала очень простой и эффективный метод, до которого мы сами почему-то так и не додумались. Она посоветовала нам с мужем укладывать дочку вместе, чтобы не было беготни от мамы к папе и наоборот. И сказала, что пока кто-то из нас не спит (моет посуду, смотрит ТВ и т.д.), то и Тая ушами и глазами будет в той комнате, где происходит движуха. Плюс посоветовала нам укладывать дочку без маскарада, в полной тишине и темноте. Мы уже скорее от безысходности, чем от того, что нас впечатлил этот метод, решили попробовать. И.... УРА! Это сработало. Причем дочка не просто стала засыпать быстрее, она перестала просыпаться ночью и сам ритуал подготовки ко сну, который был так затянут уговорами, стал значительно короче потому, что теперь дочку просто не нужно уговаривать. Мы ослабили давление и она сама пошла к нам на встречу.
К чему я веду этот рассказ... Уж совершенно точно не к тому, чтобы вы все (как наша семья) стали укладывать детей спать совместно с мужьями. Я хочу сказать о другом... О том, что спать (также, как и есть) человека невозможно заставить (без медикаментозного воздействия), если он этого не хочет. И чем больше вы будете настаивать, тем больше ребенок будет сопротивляться.
Все, что можно сделать для улучшения сна, это:
1. Выбрать правильное время для сна, когда ребенок уже действительно устал.
2. Помочь ребенку устать все теми же методами (прогулки на свежем воздухе, спорт, закаливание)
3. Создать комфортную обстановку для сна (как в том стихотворении "Сумрак, дрема и покой...")
4. Не перевозбуждать ребенка перед сном. Желательно все увеселительные и стрессовые мероприятия планировать в первой половине дня.
5. Создать ритуал подготовки ко сну, который подойдет и родителю, и ребенку. Выполнять его нужно в одинаковой последовательности изо дня в день. Таким образом, ребенок будет постепенно настраиваться на "волну сна".
Благодарю за внимание!
На очереди рассказ про горшок...
Итак, сон... Совсем недавно эта тема была для нас еще более животрепещущей, чем тема еды. По правде говоря, полноценно спать наша семья стала буквально пару месяцев назад. И если по началу это было оправдано коликами и ГВ, то после двух лет, когда мы уже отлучились, стало очевидной проблемой. Больше всего нас напрягали даже не ночные просыпания дочери, а то как ДОЛГО она укладывалась спать. Длилась эта процедура ТРИ (!) часа. В 9 мы купались (точнее сначала уговаривали дочку пойти купаться минут 15-20, не меньше), потом минут 30-40 она плюхалась, еще минут 15-20 мы уговаривали ее вылезти из ванны, потом уговаривали одеть пижаму, потом смотрели Спокушки (к счастью, без уговоров), чистили зубы (опять же с уговорами), потом читали книжку и затем начиналось самое "веселое"... Мы укладывали ее в кровать и она еще, как минимум, час, а то и полтора крутилась, вертелась, бегала в детскую за игрушками, в кухню пить.. Причем даже заранее принесенная игруха или стакан с водой ее не устраивали. Каждый раз надо было что-то новенькое. То она хотела спать со мной, то с папой, потом опять со мной... Что мы только не предпринимали для ее успокоения: пели колыбельные, шептали сказки, гладили по спинке, качали в кровати и даже на руках, включали ночник-проектор, рассказывали, что все вокруг спят, укладывали рядом с ней игрушки и когда уже терпение было на исходе, строго говорили: "А ну-ка быстро СПАТЬ!!!" В итоге она кое-как засыпала в 12. А я выползала из спальни с нервным тиком. Потом мы ходили по психологам, неврологам, делали ЭЭГ, давали Тае успокоительное (которое давало только временный эффект), но ничего не помогало...
Спасла нас замечательный педиатр Светлана Анатольевна. Она нам подсказала очень простой и эффективный метод, до которого мы сами почему-то так и не додумались. Она посоветовала нам с мужем укладывать дочку вместе, чтобы не было беготни от мамы к папе и наоборот. И сказала, что пока кто-то из нас не спит (моет посуду, смотрит ТВ и т.д.), то и Тая ушами и глазами будет в той комнате, где происходит движуха. Плюс посоветовала нам укладывать дочку без маскарада, в полной тишине и темноте. Мы уже скорее от безысходности, чем от того, что нас впечатлил этот метод, решили попробовать. И.... УРА! Это сработало. Причем дочка не просто стала засыпать быстрее, она перестала просыпаться ночью и сам ритуал подготовки ко сну, который был так затянут уговорами, стал значительно короче потому, что теперь дочку просто не нужно уговаривать. Мы ослабили давление и она сама пошла к нам на встречу.
К чему я веду этот рассказ... Уж совершенно точно не к тому, чтобы вы все (как наша семья) стали укладывать детей спать совместно с мужьями. Я хочу сказать о другом... О том, что спать (также, как и есть) человека невозможно заставить (без медикаментозного воздействия), если он этого не хочет. И чем больше вы будете настаивать, тем больше ребенок будет сопротивляться.
Все, что можно сделать для улучшения сна, это:
1. Выбрать правильное время для сна, когда ребенок уже действительно устал.
2. Помочь ребенку устать все теми же методами (прогулки на свежем воздухе, спорт, закаливание)
3. Создать комфортную обстановку для сна (как в том стихотворении "Сумрак, дрема и покой...")
4. Не перевозбуждать ребенка перед сном. Желательно все увеселительные и стрессовые мероприятия планировать в первой половине дня.
5. Создать ритуал подготовки ко сну, который подойдет и родителю, и ребенку. Выполнять его нужно в одинаковой последовательности изо дня в день. Таким образом, ребенок будет постепенно настраиваться на "волну сна".
Благодарю за внимание!
На очереди рассказ про горшок...
Вот, наконец, пришла очередь рассказа про горшок.
Скрытый текст: Показать
Он будет кардинально отличаться от двух предыдущих. И знаете почему? Потому, что в двух предыдущих описанных мною ситуациях, когда ребенок не хочет кушать/спать, т.е. просто не готов делать это в данный момент времени по причине либо того, что еще не голоден/недостаточно устал, либо по причине невкусной еды/неудобного места для сна, либо по причине крайней настойчивости мамы/папы/бабушки, что сводит на нет и вкусную еду и желание поспать.
В ситуации же с горшком ребенок как раз таки очень даже комфортно (по его мнению) удовлетворяет свои физиологические потребности когда захочет и ему совершенно невдомек чего хотят от него окружающие маяча перед глазами пластмассовой штукой. Так вот наша задача в этой ситуации донести до него смысл этой штуки.
Инструкция по приучению ребенка к горшку
1. Первое. И самое главное - выбрать правильный возраст, когда ребенок уже способен понять взаимосвязь между своими позывами в туалет и тем, что маме нужно подать сигнал об этом. Начинать раньше 1,5-2 лет по моему личному опыту и опыту моих знакомых мамочек смысла не имеет. То есть начать высаживать можно, конечно, и с полугода, но это будет способствовать скорее формированию условного рефлекса у мамы, нежели у малыша. Добавлю, что я таки высаживала свою дочку с 6 месяцев, однако, к системе "захотела пописать - сообщила маме" мы пришли только в 2 года.
2. Второе. И не менее важное условие приучения к горшку - убрать памперсы. Не научиться малыш формировать связь между позывами в туалет и необходимостью сесть на горшок, пока в его штанишках будет сухо. Он даже и понять не может, пребывая в памперсе, чего от него мама хочет. Зачем что-то с себя снимать, куда-то садиться, когда прекрасно можно писать стоя, не отвлекаясь от любимой игрушки и при этом ощущать себя сухим и чистым.
Тем не менее, отказываться сразу от использования памперсов, ВООБЩЕ, чревато неврозом для мамы и ребенка. Достаточно для начала убрать памперсы из домашнего использования во время бодрствования. Потом убрать памперсы с прогулок. Начинать этот этап надо летом и гуляя неподалеку от дома, чтобы всегда была возможность быстренько ретироваться с детской площадки домой для замены мокрых трусиков. Или же можно брать с собой чистые трусики и влажные салфетки и переодеваться прямо на площадке. Я так и делала. Пару раз мы писали на горку и в песочницу. В этом случае влажные салфетки тоже пригождались, т.к. за дочей приходилось убирать.
Следующий этап - убрать памперсы с дневного сна, конечно, предварительно подложив под простынь клеенку. Конечно, какое-то время придется повозиться с мокрыми пеленками и трусами, но, ребенок, который уже ходит на горшок дома во время бодрствования и способен потерпеть на прогулке, довольно быстро приучиться спать, не писая в штаны.
Ну и напоследок, убираем памперсы на ночь. Некоторые мамы спецом будят детей ночью, чтобы те пописали. Я сплю аки сурок и мой ребенок также. А если меня кто-то разбудит "пописать" могу и в челюсть дать, поэтому и дочку свою не мучаю. Сажу на горшок ДО сна и ПОСЛЕ и всю ночь мы спим сухие. По началу, конечно, были аварии. Кстати, от пампом на ночь мы отказались всего то около 5 месяцев назад. Т.е. полный процесс отказа от этих чудо-трусов занял 7 месяцев. При том, что мы особо не торопились.
3. Третье. И так плавно мы подошли, собственно, к самому процессу ПРИУЧЕНИЯ. Забудьте про то, что я писала о том как накормить ребенка и уложить его спать, с горшком этот фокус не пройдет. Здесь (как я уже писала) работают совсем другие механизмы. Допустим, вы правильно выбрали возраст приучения к горшку, убрали памперсы. Что дальше? А дальше начинается самое интересное. Расскажу как это было у нас. Дочке был 1 г и 11 мес. Мы как раз вернулись из отпуска, где без пампов было никак, и я решила во чтобы то ни стало приучить дочку к горшку к 2 годам. Чего я только не придумывала... Садилась на горшок сама. Садила на него игрушки. Кстати, очень пригодилась кукла Бэби Бон, которая сначала пьет водичку, а потом писает в горшочек. Я читала Тае книжки, когда она сидела на горшке. Когда "сидение" увенчивалось успехом мы с гордостью клеили наклейку на горшок. *Горшок радовался вместе с Таей. Потом вместе шли выливать писюльки в унитаз, Тая сама нажимала на слив (что очень ей нравилось), потом мы вместе шли его мыть. Каждый раз мы звонили папе и хвастались своими успехами. Я накупила дочке трусиков с любимыми кисками и принцессами и говорила: "Посмотри какая хорошенькая принцесса. Она хочет быть чистой и сухой. Ты ведь тоже хочешь быть сухой и чистой, да? Значит надо писать в горшочек, чтобы принцесса не расстроилась."
В общем, я применила всю свою фантазию и настойчивость, чтобы ПРИУЧИТЬ дочку к горшку. Садила ее постоянно по 5-6 раз в день. После сна, после еды, перед прогулкой, после прогулки и т.д. До этого, кстати, пользовалась советом вычитанным в инете "если ребенок не хочет садиться на горшок - не настаивайте". Так я и делала пока мне это не надоело. Не будете настаивать - будете ходить в пампах до сада. Настаивать в данном случае не означает "заставлять". Я ни разу не посадила на горшок дочку силком и ни разу не накричала, когда она писала мимо. Зато я всячески пыталась вызвать у нее интерес к горшку и помогала ей понять для чего он нужен. И, знаете, в 2 года дочь, действительно, стала писать на горшок. Сначала садилась сама и писала прямо через трусики, потом научилась звать меня и я помогала ей их снимать, потом она стала снимать трусики без моей помощи. Теперь осталось научиться только попу вытирать. Сейчас нам 3 года и мы уже почти полгода не пользуемся пампами, ВООБЩЕ! Чего и вам желаем! Удачи!
В ситуации же с горшком ребенок как раз таки очень даже комфортно (по его мнению) удовлетворяет свои физиологические потребности когда захочет и ему совершенно невдомек чего хотят от него окружающие маяча перед глазами пластмассовой штукой. Так вот наша задача в этой ситуации донести до него смысл этой штуки.
Инструкция по приучению ребенка к горшку
1. Первое. И самое главное - выбрать правильный возраст, когда ребенок уже способен понять взаимосвязь между своими позывами в туалет и тем, что маме нужно подать сигнал об этом. Начинать раньше 1,5-2 лет по моему личному опыту и опыту моих знакомых мамочек смысла не имеет. То есть начать высаживать можно, конечно, и с полугода, но это будет способствовать скорее формированию условного рефлекса у мамы, нежели у малыша. Добавлю, что я таки высаживала свою дочку с 6 месяцев, однако, к системе "захотела пописать - сообщила маме" мы пришли только в 2 года.
2. Второе. И не менее важное условие приучения к горшку - убрать памперсы. Не научиться малыш формировать связь между позывами в туалет и необходимостью сесть на горшок, пока в его штанишках будет сухо. Он даже и понять не может, пребывая в памперсе, чего от него мама хочет. Зачем что-то с себя снимать, куда-то садиться, когда прекрасно можно писать стоя, не отвлекаясь от любимой игрушки и при этом ощущать себя сухим и чистым.
Тем не менее, отказываться сразу от использования памперсов, ВООБЩЕ, чревато неврозом для мамы и ребенка. Достаточно для начала убрать памперсы из домашнего использования во время бодрствования. Потом убрать памперсы с прогулок. Начинать этот этап надо летом и гуляя неподалеку от дома, чтобы всегда была возможность быстренько ретироваться с детской площадки домой для замены мокрых трусиков. Или же можно брать с собой чистые трусики и влажные салфетки и переодеваться прямо на площадке. Я так и делала. Пару раз мы писали на горку и в песочницу. В этом случае влажные салфетки тоже пригождались, т.к. за дочей приходилось убирать.
Следующий этап - убрать памперсы с дневного сна, конечно, предварительно подложив под простынь клеенку. Конечно, какое-то время придется повозиться с мокрыми пеленками и трусами, но, ребенок, который уже ходит на горшок дома во время бодрствования и способен потерпеть на прогулке, довольно быстро приучиться спать, не писая в штаны.
Ну и напоследок, убираем памперсы на ночь. Некоторые мамы спецом будят детей ночью, чтобы те пописали. Я сплю аки сурок и мой ребенок также. А если меня кто-то разбудит "пописать" могу и в челюсть дать, поэтому и дочку свою не мучаю. Сажу на горшок ДО сна и ПОСЛЕ и всю ночь мы спим сухие. По началу, конечно, были аварии. Кстати, от пампом на ночь мы отказались всего то около 5 месяцев назад. Т.е. полный процесс отказа от этих чудо-трусов занял 7 месяцев. При том, что мы особо не торопились.
3. Третье. И так плавно мы подошли, собственно, к самому процессу ПРИУЧЕНИЯ. Забудьте про то, что я писала о том как накормить ребенка и уложить его спать, с горшком этот фокус не пройдет. Здесь (как я уже писала) работают совсем другие механизмы. Допустим, вы правильно выбрали возраст приучения к горшку, убрали памперсы. Что дальше? А дальше начинается самое интересное. Расскажу как это было у нас. Дочке был 1 г и 11 мес. Мы как раз вернулись из отпуска, где без пампов было никак, и я решила во чтобы то ни стало приучить дочку к горшку к 2 годам. Чего я только не придумывала... Садилась на горшок сама. Садила на него игрушки. Кстати, очень пригодилась кукла Бэби Бон, которая сначала пьет водичку, а потом писает в горшочек. Я читала Тае книжки, когда она сидела на горшке. Когда "сидение" увенчивалось успехом мы с гордостью клеили наклейку на горшок. *Горшок радовался вместе с Таей. Потом вместе шли выливать писюльки в унитаз, Тая сама нажимала на слив (что очень ей нравилось), потом мы вместе шли его мыть. Каждый раз мы звонили папе и хвастались своими успехами. Я накупила дочке трусиков с любимыми кисками и принцессами и говорила: "Посмотри какая хорошенькая принцесса. Она хочет быть чистой и сухой. Ты ведь тоже хочешь быть сухой и чистой, да? Значит надо писать в горшочек, чтобы принцесса не расстроилась."
В общем, я применила всю свою фантазию и настойчивость, чтобы ПРИУЧИТЬ дочку к горшку. Садила ее постоянно по 5-6 раз в день. После сна, после еды, перед прогулкой, после прогулки и т.д. До этого, кстати, пользовалась советом вычитанным в инете "если ребенок не хочет садиться на горшок - не настаивайте". Так я и делала пока мне это не надоело. Не будете настаивать - будете ходить в пампах до сада. Настаивать в данном случае не означает "заставлять". Я ни разу не посадила на горшок дочку силком и ни разу не накричала, когда она писала мимо. Зато я всячески пыталась вызвать у нее интерес к горшку и помогала ей понять для чего он нужен. И, знаете, в 2 года дочь, действительно, стала писать на горшок. Сначала садилась сама и писала прямо через трусики, потом научилась звать меня и я помогала ей их снимать, потом она стала снимать трусики без моей помощи. Теперь осталось научиться только попу вытирать. Сейчас нам 3 года и мы уже почти полгода не пользуемся пампами, ВООБЩЕ! Чего и вам желаем! Удачи!