по Монтессори, документальный фильм о ней из серии великие женщины
http://kaban.tv/arch...13-02-04/585311 0-3 года пик впитывающего разума, закладываются основы поведения, нравственности, характера
3-6 лет впитывающий разум, но уже идет на убыль
11-15 лет, второй пик впитывающего разума. подростковый период. вопреки распространенному мнению, что подростковый возраст это "трудный" возраст, "кризис" и т.п., этот период характеризуется поиском жизненных ценностей, приоритетов, смысла жизни, ответов на "философские" вопросы. подростков отличает идеализм, обостренное чувство справедливости. и именно в этом возрасте закладываются жизненные установки, после уже менять трудно.
"Трудно добиться того, чтобы человек, достигший зрелости, изменил свой характер. Опыт показывает - как бы ни старались мы сгладить ту или иную черту в характере взрослого человека, мы ничего не достигнем. Может быть, сегодня что-то в нем изменится к лучшему, но пройдет несколько дней - и все вернется на круги своя, и он вновь возвратится к своим привычкам и обычаям.Трудно добиться того, чтобы человек, достигший зрелости, изменил свой характер. Опыт показывает - как бы ни старались мы сгладить ту или иную черту в характере взрослого человека, мы ничего не достигнем. Может быть, сегодня что-то в нем изменится к лучшему, но пройдет несколько дней - и все вернется на круги своя, и он вновь возвратится к своим привычкам и обычаям." Абдул-Баха
"Покинут счастьем будет тот, кого ребенком плохо воспитали, побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит!"
В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое воспитание в эти ранние годы оказывает на формирование характера ребенка, большее внимание, чем это обычно делается. Однако в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые (как З.Фрейд и А.Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно фиксируется. Это ошибочная точка зрения на развитие характера, которая, не утверждая его врожденности, практически приходит к такому же почти ограничению возможностей воспитательного воздействия на формирование характера, как и теория врожденности характера. Она связана с неправильным в корне пониманием роли сознания в формировании характера. Признание роли сознания, моментов идейного порядка и роли мировоззрения или идеологии в формировании характера с необходимостью приводит в генетическом плане к признанию роли не только младших, но и старших возрастов как периода сознательной, организованной работы над характером. <... >
Вместе с тем очевидно, что человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, – в зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер, как сказано, не только проявляется, но и формируется. Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков, так что поступки человека и жизненные обстоятельства, их обусловливающие, постоянно переходят друг в друга. Поэтому нет ничего нелепее и фальшивее, как ссылка в оправдание дурных поступков человека на то, что таков уж у него характер, как если бы характер был чем-то изначально данным и фатально предопределенным. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность. С.Л. Рубинштейн.
«…Главные основы воспитания, — писал педагог А. С. Макаренко, - закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, — это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
Первые три года жизни — время наиболее быстрых темпов в физическом и нервно-психическом развитии ребенка. В первые годы жизни он овладевает речью. От того, какое воспитание получит малыш в эти годы, во многом зависит его формирование как человека и гражданина.
Я же считаю, что главный период, когда закладывается характер и личность ребенка, – это первый год жизни. Важная особенность раннего детства состоит в том, что в этот период у ребенка закладываются основы будущего характера, поведения, формируется личность. Все, что упущено в это время, трудно компенсируется в последствии.
Ах,да, про Макаренко -то я и не написала,ай-ай, моя халатность и профнепригодность.
Вот как -то так: основное все-таки в раннем детстве, а дальше развитие и корректировка, так как в раннем детстве еще не закончено. А железно про воспитание до 3 лет говорил СПОК - это не означает, что я полностью его поддерживаю и пропагандирую.