Ссылку на саму статью нашла в записях у Петрановской на тему "Бить или не бить" о насилии в воспитании (битье, крик, оскорбление, шантаж), точнее что с этим делать. Написано с позиции неосуждения и веры в человеческую тягу к разумному
Скрытый текст: Показать
Много вопросов, про "что же делать, если все-таки бывает". Это очень важная тема, потому что бороться с жестоким обращением ныне тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы "завязать", мало кто хочет и может.
Прежде всего, хочу сказать то, что я говорила в одном из комментов: я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы меньше бить. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твердой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы) -- как рука "сама тянется к ремню". И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в "программе" родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. Если оно все же удается -- это правда круто . То же относится к крику, молчанию, шантажу и т. д.
и в ее описаниях вариаций проявления насилия есть ссылка на эту статью "Насильники поневоле" А.Я.Варга, которая сильно меня зацепила и заслуживает отдельного внимания, каждый абзац, процитирую чутку:
Скрытый текст: Показать
Одинаково травматично быть жертвой или свидетелем насилия. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются постравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются т.н. симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, не с реальным насилием. Небитый ребенок просто удивится. Симптомы повышенной возбудимости – это самые малые признаки постравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым насилием любого рода.
....
Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник-жертва-свидетель воспроизводят эти роли в следующих поколениях и\или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи.
Насилие широко распространено в практике обыденной жизни. Оно настолько привычно, что мы и не считаем насилие насилием, это норма. Причины обычной жестокости находятся в культуре нашего общества. Рассмотрим ситуацию с эмоциональным насилием подробнее. Крик, как уже упоминалось, самый знакомый вид эмоционального насилия. Многих детей крик парализует. Часто возникает парадоксальная ситуация – ребенка хотят поторопить, сначала просто говорят «Быстрей, быстрей». Потом начинают кричать – и вот здесь происходит полное разрушение той деятельности, которой ребенок занимался пусть и недостаточно быстро. Вообще говоря, многие родители и учителя знают, что крик не приводит к требуемому результату. Однако они продолжают кричать на детей. Зачем? Человек не совершает бессмысленных поступков. Если продолжается крик, значит он издается для чего-то еще. Например, чтобы криком снять собственное напряжение и тревогу. Получить разрядку, несмотря на то, что ребенку расслабление взрослого стоит эмоционального комфорта. «Мне плохо, а я еще буду заботиться о том, чтобы ребенку было хорошо?» – с возмущением спрашивал меня один папа. Высказывание, типичное для эмоционального насильника.
...
... беспрекословное послушание необходимо, чтобы осуществлять авторитарный контроль, а за ним, в свою очередь, скрывается неверие в здравый смысл и душевные силы ребенка, своего рода неуважение ребенка. Я соглашусь, что возможность держать себя в руках, требует несколько большей дистанции – имеешь дело все-таки не с собственной ногой или рукой, а с отдельным человеком.
За привычную близость, за роскошь недоделанной индивидуации, за незакрытые границы личности мы платим огромной распространенностью прежде всего эмоционального насилия в семьях, а часто и всякого другого. В каждом поколении воссоздается новая историческая общность людей, поголовно страдающих явлениями постравматического стресса, но не знающих этого. Не переплачиваем ли за культурную идентичность?
Вот какие размышления возникли:
Обязательно ли отстранение от ребенка для созревания его индивидуализации, попросту чтобы уважать его как личность? Ребенок наш, по праву рождения, но тут приходит цитируемая из детства почти аксиома "Я тебя породил - я тебя и убью" - ребенок это наша собственность, что хочу то и делаю? Или уважение возможно только к отдельной от нас личности, на которую права собственника не распространяются?
Симптомы повышенной возбудимости - это ведь всем известная гиперактивность, получается что основная причина - наши методы воспитания?
И очень беспокоит факт роли свидетеля, что в него тоже попадает , типа вируса и нужен крепкий иммунитет... что ж получается, эмоционально здоровое общество невозможно в принципе или только в нашей культуре?
Статья очень четко отразила то, что меня беспокоит, о чем писала в Ж.клубе: поломанное полоколение воспроизводит очередное поломанное, что-то пытается предпринять с переменным успехом и так до бесконечности...
Многие понимают, осознают неправильность, но ритм жизни, наша культура и тяжелый жизненный багаж не способствуют к тому, чтобы затормозить и сбавить обороты...
И кажется это касается не только семьи, но и страны в целом... Ну это так, эмоции
Хочется сказать насилию стоп. Как это сделать, рассуждает Петрановская и другие психологи.
Логично было бы свои вопросы направить непосредственно им, но ХМ ближе.
Давайте поговорим?