-Что есть истина?- спросил Понтий Пилат Иисуса.
-Истина лишь в том, что у тебя
сейчас болит голова…, ответил Иисус.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Истина - это субъективная реальность, это ваша внутренняя суть. Вы, и только вы можете проникнуть в неё, и никто другой. Вы должны идти к ней в одиночестве. Никакое знание, которое вы получили до этого, не поможет вам в этом поиске, потому что каждый человек должен подходить к истине своим путём. Не ищите истину у гуру, - говорит Ошо,- который даёт вам ее в готовом и окончательном виде, каждый, кто даёт вам готовые формулы – не друг, а враг. Вместо готовых ответов нужно показать направление поиска, показать – где препятствие, объяснить, почему остановился ваш рост. Истина – это то, что есть. Она состоит только из космической энергии. Действительность - это то, что вы можете воспринять, она состоит из вещей, и все они отдельны. Истина состоит из единства, а действительность состоит из множественности.
Истина везде, она окружает вас, но вы должны её увидеть своими глазами, глазами будды. Ваши глаза просто закрыты, вы забыли, что их нужно открыть. И медитация есть не что иное, как способ открыть ваши глаза: способ прочистить ваши глаза, способ избавиться от пыли, которая скопилась в зеркале вашего сознания. Это естественно: за многие ваши жизни, за миллионы странствий пыль, слой за слоем, покрыла зеркало так, что вы не можете видеть его. Но зеркало ещё здесь, оно не может быть утрачено потому, что оно и есть ваша истинная природа. Если бы оно могло быть утрачено, значит оно не является вашей природой. То есть, вы не владелец зеркала: вы есть зеркало. Вы не можете утратить его, вы можете его только забыть. Это не более чем забывчивость. Вы не утратили свою природу Будды. Вы прилипли к пыли – ваши желания действуют подобно клею. Природа Будды – это зеркало, чистое от пыли. Зеркало, вновь свежее, вновь дающее отражение, вновь функционирующее – вот суть природы Будды. Природа Будды означает, что она пробудилась. Нет больше сна, нет больше снов, исчезли желания.
Когда человек со своими собственными представлениями приближается к истине, он никогда не признает эту истину потому, что это приносит ему беспокойство. У него есть собственная вера, и эта истина должна соответствовать этой вере. И только тогда, когда истина пришла к нему в форме его веры, он может признать её – поэтому вера становиться препятствием. Но истина никогда не приходит, приспосабливаясь к вам.
Желание – это волны, рябь на поверхности озера, которая искажает отражение. Желание создаёт напряжение между настоящим и будущим. Из-за этого напряжения в вашем сознании, которое подобно поверхности озера, на котором возникает рябь, желание теряет свое качество – качество отражения. Желание мешает отражать истину, истина искажается подобно тому, как озеро при ряби не сможет отразить Луну такой, какая она есть. Озеро будет отражать Луну, но в искаженном виде, она будет распадаться на множество частей, не будет единства, не будет собранности, целостности. Отражение Луны не будет единственным, отражений будет великое множество, но они не будут являть собой истину, а истина одна. Когда ум отражает истину, она превращается, как Луна при ряби на воде, во множество истин, а когда сознание отражает истину, она одна. Она настолько одна и настолько единственная, что только она может существовать и ничто другое, но она отражается в сознании, когда ума, в смысле обусловленности, больше нет. Всего лишь маленькое желание приводит к беспокойству, и оно – главная помеха в поиске истины.
Желание - это беспокойство, страсть. Это лихорадка. В страсти вы перестаёте быть самим собой и делаете такие вещи, которые даже не могли представить себе в обычном состоянии. На Востоке называют истинным то, что вечно, что не имеет времени, что всегда было, всегда есть и всегда будет. И это вечное, не имеющее времени является реальностью. Истина не может быть коллективной – она субъективна. Истина - это субъективная реальность, это ваша внутренняя суть. Вы и только вы можете проникнуть в неё, и ни кто другой. Вы должны идти в одиночестве. Никакое звание, которое вы получили до этого, не поможет вам, потому что каждый человек должен подходить к истине своим путём. Восприятие истины - это совершенно уникальное и индивидуальное событие. Нет двух человек, которые познали истину одним и тем же путём потому, что нет двух одинаковых людей. Все люди разные, у каждого своё собственное видение и восприятие, отличное от других. Поэтому всё, что вы собрали об истине, может стать вам препятствием. Поэтому в одиночном поиске вы должны развивать в себе некоторые качества – парамиты. (см. «Десять парамит Будды»).
Будда говорит: «Бога нет, не бойтесь». Чтобы исследовать истину, не нужна вера. Вера в поиске истины является препятствием. Когда вы исследуете, сомневаетесь, думаете, медитируете без всякой веры, тогда возникает связь между истиной и умом. Сначала отбросьте веру в Бога, в ад, рай потому, что ваша вера в них – это просто ваши проекции. В разных религиях разные взгляды и учения на ад и рай.
Всё, что начинается, должно прийти к концу. Не ищите у гуру истину, который даёт вам её в готовом и окончательном виде, каждый, кто даёт вам готовые формулы – не друг, а враг. Вместо готовых ответов он должен показать вам направление поиска; показать – где препятствие, почему остановился ваш рост. В поиске истины идите во тьме, другого подхода нет. Идите на ощупь, не бойтесь неудачи. Сами ошибки приводят к пониманию, которое выведет вас из тьмы. Истина всегда приходит через понимание. Истина не то, с чем вы встречаетесь лицом к лицу, это то, в чём вы вырастаете, поэтому ищите понимания. Чем более понимающим вы становитесь, тем ближе вы к истине.
Признавайте неудачи, но не совершайте тех же ошибок вновь. Одной ошибки достаточно. Человек, который продолжает ошибаться в поисках истины, будет прощён. Это исходит из самых глубин бытия.
Есть два типа искателей истины. Одни уже приняли заранее то, какой должна быть истина, и теперь её нужно только доказать, то есть пойти на поводу у своей версии. Другие – это люди, которые говорят: «Мы не уверены, что знаем истину, поэтому мы её ищем. Если бы мы знали её заранее, зачем бы мы стали её искать? В поиске мы откроем себя, раскроемся и очистимся. Мы очистим глаза, прибавим света в светильниках и увидим, какая она – истина. И что бы мы ни увидели, мы это примем. Второй тип – это настоящие искатели. Если же вы начнёте поиск истины в веровании – ты окажетесь в тупике, весь ваш поиск будет отравлен. Отбросьте все верования. Организованная религия по своей сути не допускает поиск, преподнося всё в окончательном завершённом виде. Здесь всё должно приниматься на веру, и поэтому вы должны отбросить все верования. Только те, кто идёт в полной наготе, освободившись от всей одежды – от верований, только те и могут двигаться к истине. Эти люди говорят Божественному; «Никто не познает истину, предполагая. Познание есть опыт». Верование, может прикрыть ваше невежество, но через верование познать истину невозможно. Пророки и посвящённые никогда не утверждали истину – они указывали путь к её поиску.
Придите, как вы есть, говорит Ошо, я хочу знать вас в подлинной вашей природе. Я ничего не навязываю, ни на чём не настаиваю, я не хочу создавать ваш образ заранее. Откройтесь, как вы есть. Этот путь поиска истины будет трудным, и в нём нет места для эго. Тем, кто идёт к истине – эго придётся отбросить. В поиске, в исследовании, вы сами должен исчезнуть. А если вы исчезли, то как могут сохраниться ваши верования, священные писания? Как могут сохраниться индуистские, мусульманские или христианские ярлыки? Только растворившись, вы узнаете, что такое предельная реальность. Пока вы есть – Бога нет. Когда есть Бог, вас быть не должно. Когда вас нет – есть предельное. Некоторые люди пытаются познать истину мышлением, но и так не могут ее познать. Тогда они становятся философами, создавая философию.
Иисус прав, когда говорит: «Только дети могут войти в моё царство». В ребёнке есть качество незнания, невинности. Он смотрит с удивлением, его глаза всегда чисты и ясны. Он смотрит глубоко, и в нём нет предрассудков, нет суждений, нет идей априори. Он не проецирует, и поэтому узнаёт то, что есть. Ребёнок знает истину, вы же знаете только обыденную действительность.
Истина – это то, что есть, она состоит только из космической энергии. Действительность – это то, что вы можете воспринять. Она состоит из вещей, и все они отдельны. Истина состоит из единства, а действительность состоит из множественности.
Истину постигают те, кто находятся в постоянном духовном поиске. Истину никто не может сообщить вам, её нельзя изучить по книгам – она познается только через опыт.
Для каждого нового поколения пусть останется пространство, чтобы исследовать, чтобы найти истину, потому что нахождение истины – состояние не такое блаженное, как её поиск. Паломничество, а не достижение храма, – вот в чём суть. Помогите своим детям быть гордыми, непослушными. Помогите быть им свободными и ищущими. Учите их тому, что нет ценности выше свободы жизни, свободы выражения и непредвзятого поиска. Сделайте их способными лучше умереть, если возникнет необходимость, чем принять любого рода рабство.
Ошо говорит: когда ум не занят реальностью – вещами, мыслями, тогда есть то, что есть. А то, что есть, – и есть истина. Лишь в пустоте случается встреча, слияние. Тогда случается прозрение. Прозрение – это состояние не-мышления. Это промежуток, зазор в процессе мысли, и в этом зазоре случается проблеск истины. Занятый ум – это мастерская дьявола, пустой ум – это мастерская Бога. Пустой ум –чистое присутствие, и из этого чистого присутствия исходит всё существование. В этом чистом присутствии ты в Боге, ты есть Бог.
Истина близка, ближе самого близкого, и в тоже время, далека дальше самого далёкого. Она близка, потому что это твоя природа, и далека потому, что это природа всего существования. Капля – это океан, но не океан. Капля – это океан потому, что то, что есть в капле, в большем масштабе есть в океане. Капля не океан потому, что у капли есть ограничения, а у океана, в известном смысле, их нет.
Однажды духовный поиск приводит вас к точке, в которой кажется, что всё уже достигнуто, и всё же ничего не достигнуто. Те, кто чувствуют, что всё достигнуто, и одновременно не чувствуют, что ничто не достигнуто, используют эти достижение как питание для эго, а те, кто чувствуют, что ничто не достигнуто и одновременно не чувствуют, что достигнуто всё – они испытывают разочарование эго. Если эго удовлетворено, оно говорит, что всё достигнуто, но если эго разочаровано, то оно говорит, что всё потеряно. Но язык эго – это либо достижение, либо утрата, оно выбирает одно из двух. В мгновение отсутствия эго, когда ты остаешься пустым, достижение и потеря имеют одинаковый смысл. Лишь тогда приходит опыт великой тайны жизни. Всё, что начинается, должно прийти к концу. Когда вы начинаете путешествие к Божественному, то вы заинтересованы, чтобы довести его до конца. Начиная путешествие, вы тем самым устанавливаете ему предел, вы устанавливаете предел Божественному.
Когда вы чувствуете, что прибыли к цели, тогда, может быть, вы куда-то и прибыли, но это не Божественное. То, что вы держите в кулаке, в словах, в пределах ума, то, что не стало вашим опытом, не может быть Божественным. Это может быть вашим воображением или умственной концепцией. Этим может быть Кришна, Христос, Будда или Махавира – плод вашего воображения. Это может быть ваша философия о теории души, о вселенской душе и брахмане, но не истина.
Никогда не бывает чувства познания истины. Вы можете почувствовать её вкус, но чувство голода никогда не кончается: по мере утоления, голод становится всё сильнее. Поэтому мирским людям религиозный человек кажется абсолютно безумным. Он пытается в будущем достичь того, что, как он говорит, у него уже есть, или пытается достичь того, чего нельзя достичь полностью. Он отправляется в путешествие, которое имеет начало, но не имеет конца.
То, что познаёт наука – познано навсегда, исследование закончено, говорит Ошо. Наука разгадывает загадку, но не разрушает тайну. Религия же всегда открывает новые двери к тому, что мы уже знаем. Мы можем войти в одну дверь, а там окажется десять новых дверей. Дерево религии, его ветви и их ответвления развиваются бесконечно. Человек, в стремлении постичь тайну религии, никогда её не покидает.
Ваше подлинное лицо – это Будда. Вы родились как Будда, но живёте во лжи. Поэтому вы и не можете достичь истины. Для её достижения вы должны освободиться от всех видов обусловленности и стать религиозным. И в тот день, когда вы решили стать религиозным, вам следует расстаться с религиями. В тот день, когда вы решили установить отношения с Богом, вам следует забыть обо всех учениях о Боге. В тот день, когда вы пожелаете узнать, кто вы есть, вы должны забыть все ответы, полученные вами. Всё, что было заимствовано, должно быть сожжено. Должна наступить полная независимость от религиозных учений. Ни одна из священных книг, – Коран, Талмуд, Гита, Дхаммапада, Библия – не в состоянии дать вам искомое. Если вы верите в какое-либо священное писание, вы будете упускать истину.
Истина внутри вас. Только внутри вас самих вы можете встретиться с нею. Вам не нужно куда-то стремиться. Куда бы вы ни пришли, вы останетесь прежним.
Истина – это свобода не только для одного, это дверь для тысяч. Когда один становится светом, озаряется не только его жизнь, но и жизнь миллионов. Благодаря этому многие пройдут его путь, и достигнут цели. Став светом, вы превращаетесь в посланца, Спасителя, Христа. Стань светом самому себе – сказал Будда.
И надо всегда помнить, что истина индивидуальна, толпа не заботится об истине. Толпа заботится о сплочённости, об удобстве. Толпа не состоит из исследователей, искателей приключений. Толпа хочет, что-бы ей говорили утешительную ложь, которую было бы приятно слышать – так и комфортней, и удобней.
Надо прожить свою жизнь как большую радость и празднование, как дар существования. Танцуйте с деревьями на солнце, под дождём, на ветру. Священных писаний нет ни у деревьев, ни у животных, ни у звезд, как нет у них никаких святых. Кроме человека, никто не одержим мёртвыми. Эту одержимость можно назвать одной из величайших человеческих ошибок, которые совершаются тысячи лет. Учите своих детей тому, что нет выше ценности, чем ценность свободы жизни и свободы выражения, что лучше умереть, чем принять рабство любого рода. Глубоко внутри вы хотите, чтобы кто-то диктовал вам условия и стиль жизни – вы не хотите сами брать ответственность за проживаемую вами жизнь. Вы боитесь совершать ошибки, ведь становясь свободным вы, естественно, будете совершать много ошибок. «Ничего страшного, – говорит Ошо, – поднимитесь снова и научитесь не падать. Будьте бдительны и не совершайте одну и ту же ошибку дважды. Именно так человек через свой опыт становится мудрым. Именно так человек становится индивидуальностью, которая поднимается высоко и тянется к звёздам. Не будьте карликами, старайтесь достичь предельных высот, добраться к которым вы только способны».
Определение истины – это то, что есть всегда. Поиск истины – это постоянный непрерывный поток.
Человек не узнал ни единой вещи! Всё, что мы собрали, – мусор. Высшее остаётся за пределами нашей досягаемости. То, что мы со-брали, всего лишь факты. Истины же наши усилия и не коснулись. А она – это не только опыт Будды, Кришны или Иисуса; ее пережили Эдисон, Ньютон, Альберт Эйнштейн. Это также опыт поэтов, художников и танцоров. Все великие умы мира,– будь они мистики, поэты, художники или ученые – абсолютно все сходятся в одном: чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что жизнь – абсолютная тайна. И наши знания не разрушают тайну – тайна остаётся неисчерпаемой. Остаётся молчание и пространство, потому что старое выброшено, а новое еще не внесено. Это молчание – пустота, ничто. И лишь ничто может работать в мире истины. Мысль здесь работать не может. Мысль может работать только в мире вещей, потому что мысль – это тоже вещь – тонкая, но всё же – материальная. Это материальное явление.
– Внешняя и внутренняя истина
Внутренняя истина отличается от внешней. Внешнюю истину может открыть один человек, и затем ею владеет весь мир. Например, Ньютон открыл закон гравитации, а Эйнштейн - теорию относительности и эти открытия стали доступными для всех людей планеты. Открывать их заново – значить, попусту тратить время. В этом нет необходимости: эти законы открыты раз и навсегда. Это качество внешней, объективной истины: однажды открытая, она становится общедоступной.
Внутренняя истина имеет другое качество: она всегда остаётся индивидуальной, она никогда не будет универсальной. Она остаётся индивидуальной по своему существу. Вам придётся искать и заниматься исследованием самому. И когда вы найдёте её, вы удивитесь: это та же самая истина, которую нашёл Будда, эта та же истина, которую нашли Иисус, Махавира, Мухаммед и Моисей. Но это качество внутреннего мира, и вам придётся идти туда самому, никто не сможет вас туда сопровождать. Идти внутрь себя вы сможете только сами – это качество внутренней, субъективной истины.
– Никто не хочет истины
Человек живёт иллюзиями, благодаря им, и ради них. Человек живёт вследствие иллюзии – отсюда страх истины. Никто не хочет истины, хоть каждый и продолжает её искать. Эти поиски есть обман, эти поиски есть попытка уйти в сторону. Человек продолжает жить в иллюзии, но чтобы жить в иллюзии, надо избежать истины, ибо, если наступит истина, она разрушит все иллюзии, и всю вашу так называемую жизнь.
Истина подобна бедствию. Фридрих Ницше прав, в каком – то смысле, когда говорит: «Пожалуйста, не давайте человечеству истину. Иначе вы разрушите человеческую радость, вы разрушите энтузиазм людей, вы разрушите их удовольствие. Не давайте истину человечеству, иначе всё, чем человек владеет, исчезнет. А ведь всё, что у него есть, это своего рода сон. Не будите человечество, иначе его мечты будут разрушены».
– Истина и ложь. Истина здесь и сейчас
Ложь не может быть истиной. Не существует способа изменить ложь таким образом, чтобы она стала истиной. И даже если истина будет похожа на правду, тем активнее она завладеет вашим вниманием, тем глубже прикуёт вас. Но поиски истины, в действительности, обусловлены ложью. Она стимулирует вас, она заставляет вас действовать, она толкает вас на поиски истины.
Поиск истины означает перемену места. Истина рядом, но ложь заставляет вас идти в другое место. Истина есть сейчас, а ложь говорит «потом» и «там». Ложь всегда говорит о прошлом, или о будущем, она никогда не говорит о настоящем. Но истина есть в настоящем. Именно в этом мгновении! Она здесь и сейчас.
Вам не нужно следовать за учителем, вам не нужно подражать ему, вам нужно только понимать его. Подлинная жизнь человека – это способ избавиться от лжи, навязанной уму другими людьми. Ложь не может стать истиной, личность не может стать вашей душой.
Истина не может быть достигнута, и это реальный факт. Только ложь должна быть разоблачена и упразднена. Любые задачи, конечные цели, идеалы, идеологии, религии и системы, есть ложь. Признайте обман, глубже проанализируйте ложь, опутавшую вашу личность. Ибо признать ложь – значит, покончить с ней. Перестать лгать – значит прекратить поиски какой-либо истины, ибо в этом нет необходимости. В тот момент, когда исчезнет ложь, истина воссияет во всем своем прекрасном великолепии. Ложь, которую признали, исчезнет, а то, что останется после неё, и будет истиной. Все учения, говорит Ошо, в том числе Будды, мое учение, и все остальные учения, – это ложь и фальшь в том, что касается слов, поскольку истина в миг своего произнесения становится ложью. Её можно пережить, но не выразить словами.
Люди дзэн не против мира. Они говорят: быть против мира, значит, быть связанным с миром. Идти к противоположной крайности не есть трансформация. Если вы уже не выбираете между двумя крайностями, вы остановились посредине. Ибо середина есть. Что бы вы ни делали, вы выражаете истину. Чтобы вы ни делали: когда вы едите, вы выражаете истину; гуляя, вы выражаете истину. Когда Кабир поёт, он выражает истину; когда Мира танцует, она выражает истину. Иисус выражает истину, умирая на кресте, и Кришна выражает истину, когда поёт и играет на своей флейте. Когда ложь уничтожена – чтобы вы ни делали, вы выражаете истину, тогда просто невозможно избежать выражения истины.
«Истина – это реальность минус ум, – постоянно говорит Ошо, – иллюзия, майя – это реальность плюс ум. Когда кто-то становится полностью пробуждённым, Буддой, он узнаёт реальность минус ум. Тогда это истина, брахман, предельное. Плюс ум – и всё становится сном потому, что ум – это вещество, создающее сны. Минус ум – ничего не может быть сном; остаётся лишь реальность во всей своей кристальной чистоте».
Определение истины – это то, что есть всегда. Поиск истины – это постоянный, непрерывный поток.
– Религиозный смысл истины
В индуизме, опирающемся на ведическую традицию, а также в буддизме, который оппонировал авторитету Вед, равно как в большинстве восточных учений, при всём серьёзном отличии этих религиозно-философских течений друг от друга, по вопросу статуса истины позиция практически одинакова. Истина − это прежде всего слово Учителя, указывающее верный Путь к спасению. Если концепция души признаётся (например, в индуизме и джайнизме), то слово Учителя ведёт к спасению человеческой души, индивидуальной или надындивидуальной. Если же наличие души отрицается (буддизм) или ставится под вопрос (древнекитайская традиция), то истина − это преодоление иллюзии в пользу подлинного образа действительности, либо же Путь восстановления мировой гармонии (например, через почитание традиций в конфуцианстве, законов Империи в легизме и др.). Таким образом, в древневосточных учениях истина − это спасительное Знание.
В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару.
«А Господь Бог есть ИСТИНА; Он есть Бог живой и Царь вечный». (Книга пророка Иеремии 10.10.)
Во многом аналогичной позиции придерживались сторонники ислама, убеждённые в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана, − это ключ к блаженному существованию после смерти. Отступление от данных слов неминуемо ведёт к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина − это спасительный Закон.
Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом смысле примечательно поведение Пилата, скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчеркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи − вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию дьявола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек − ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина − это спасительная Личность.
Эти три истины удовлетворяют потребность трех составляющих человека — духа, души и разума. Дух живёт познанием и знание является для него истиной. Разум — систематизацией знаний, поэтому его истина закон. Душа – любовью, ей требуется объект любви – личность.