Сообщение Юкка » 14 окт 2016, 23:05
Работа с аутостимулирующим поведеним
РЕАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ
Обычно аутостимуляция сама по себе является источником подкрепления. Скорее всего, ваш ребёнок будет счастлив, что вы его игнорируете, потому что в этом случае он сможет предаться аутостимуляции, ни на что не отвлекаясь. Любое вмешательство в его поведение будет для него крайне нежелательным, поскольку вы лишаете его возможности заниматься стимуляцией, которая доставляет ему удовольствие. Люди иногда отождествляют игнорирование поведения с методикой гашения. Но так как в данном случае подкрепитель имеет мало общего с вниманием, редко удаётся эффективно использовать систематическое игнорирование для ослабления или устранения подобного поведения.
Точно так же неэффективно использование методики тайм-аута в качестве тактики, направленной на изменение данного поведения. Эффективность тайм-аута зависит от того, будет ли ребёнок оторван от занятия или изъят из окружения, которые являются для него поощрением. Но, поскольку перерыв как раз обеспечивает идеальную возможность для аутостимуляции, применение данной тактики может обернуться её усилением.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Как и в случае всех других проблем с поведением, для снижения аутостимуляциИ жизненно важно использовать подкрепляющие методики. Существует несколько методик подкрепления, подходящих для данного случая. Дифференцированное подкрепление несовместимого и/или альтернативного поведения, дифференцированное подкрепление других форм поведения и дифференцированное подкрепление меньших частот поведения — вот примеры таких методик подкрепления, мотивирующих ребёнка проявлять поведение, отличное от аутостимуляции. Любая программа, направленная на уменьшение негативного поведения, ДОЛЖНА использоваться совместно с той или иной программой дифференцированного подкрепления.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РЕАКЦИИ
Немедленное прекращение поведения каждый раз, когда оно возникает, снизит или даже полностью устранит его подкрепление. Поскольку аутостимулирующее поведение является подкреплением само по себе, каждую секунду, которую ребёнок проводит в аутостимуляции, он получает подкрепление. Это всё равно, что самого себя угощать конфетами! Чем быстрее вы блокируете проявления такого поведения, тем меньше времени ребёнок будет сам обеспечивать себя подкреплением.
Очень важен способ, которым вы будете останавливать проявление поведения. Здесь, как и для большинства других форм поведения, нужно применять как можно менее директивные методы. Ниже приведена иерархия возможных методов остановки поведения в порядке возрастания их «директивности».
МЕНЕЕ ДИРЕКТИВНЫЕ .
Пауза
Взгляд
Выражение лица
Жест
БОЛЕЕ ДИРЕКТИВНЫЕ
Частичная физическая подсказка
Полная физическая подсказка
Вербальная подсказка
Причина, по которой мы применяем наименее директивные методы, схожа с причиной, по которой мы применяем менее интенсивные подсказки: так потом будет проще постепенно убрать нашу поведенческую терапию. Постепенно убрать вербальные напоминания или замечания в целом сложнее, чем жесты. Чем менее директивна методика, тем скорее ребёнок интернализирует нужное поведу и тем меньше будет необходимость во внешнем контроле. Чем незаметнее вмешательство, тем меньше будет ребёнка внешних реакций на него. Например, лёгкое прикосновение вполне может остановить поведение ребёнка, даже если он не заметит этого сигнала. Хотя аутостимуляция не мотивируется вниманием, важно, чтобы такая мотивация не возникала даже как частичная или второстепенная. Таким образом, использование наименее директивных методов остановки поведения снизит вероятность того, что обращённое на ребёнка внимание подкрепит это поведение.
Пожалуйста, имейте в виду, что степень директивности в инструкциях не обязательно равна степени вмешательства. Вмешательство подразумевает покушение на свободу ребёнка. Например, вербальное перенаправление не предусматривает никакого физического воздействия, а значит, может быть оценено как воздействие с меньшим уровнем вмешательства. Однако вербальные подсказки зачастую сложнее постепенно убрать, и, следовательно, этот способ не ведёт к самостоятельности ребёнка. Вербальные подсказки нужно использовать только в том случае, если ребёнок запутался или нуждается в информации о том, какое поведение от него ожидается. Как только ой поймет, какое поведение от него ожидается, нужно переходить к неопределённым подсказкам. Неопределённая подсказка «Начинай!» — это сигнал к действию, которым при этом не говорит ребёнку, что именно нужно делать.
Существуют важные причины для того, чтобы использовать метод наименьшего вмешательства и при этом наименее директивный. Во-первых, это снижает вероятность борьбы за контроль над ситуацией. Способы с высоким уровнем вмешательства часто вызывают сопротивление, и порой ребёнок может даже пойти на крайние меры в попытке одержать верх. Во-вторых, способы с минимальным уровнем вмешательства не привлекают внимание других людей к происходящему, что также очень важно. Если вы работаете в инклюзивных условиях, например, в классной комнате, в парке или в общественных местах рядом с домом, старайтесь не привлекать внимание к ребёнку, чтобы не ставить на него клеймо и не провоцировать стигматизацию.
Помните: очень важно остановить проявление поведения, как только оно возникло. Лучше всего, если вы сделаете это ещё до того, как поведение проявится, прервав цикл в самом начале. Таким образом, сначала вам, возможно, придётся прибегнуть к методикам с более высоким уровнем вмешательства (например, к физическим подсказкам), поскольку более слабые подсказки могут не остановить поведение. Но, разумеется, ваша цель — постепенно, но как можно быстрее перейти к менее руководящими методикам. Остановив нежелательное поведение, постарайтесь сразу направить ребёнка к более подходящим занятиям. Как только он начнёт демонстрировать желаемое поведение, предоставьте ему соответствующее подкрепление. Увеличивайте подкрепление по мере того, как будет увеличиваться продолжительность желаемого поведения.
КАК УМЕНЬШИТЬ ПОДКРЕПЛЯЮЩУЮ ЦЕННОСТЬ АУТОСТИМУЛЯЦИИ
Существует несколько стратегий, которые можно применить для уменьшения удовлетворения от аутостимуляции. Например, доказана эффективность уменьшения аутостимуляции путём её использования в качестве подкрепления. Хотя такой подход может показаться неразумным, он помогает решить сразу две задачи. Эта стратегия не только позволяет использовать аутостимуляцию как мощное подкрепление, но и помогает постепенно осла» бить удовлетворение, получаемое ребенком от данного поведения.
Сначала вы можете дать ограниченную возможность для аутостимуляции в качестве награды за демонстрацию определённых видов желаемого поведения или даже за отсутствие проявлений аутостимуляции. Таким образом, вы фактически используете аутостимуляцию для наработ¬ки соответствующего альтернативного поведения, пред-назначенного для её замещения. Помимо этого преиму¬щества, применение данной стратегии имеет и ещё более важный эффект. Вы, по сути, меняете характер поведения. Аутостимуляция по самой своей природе внутренне кон¬тролируется ребёнком. Когда вы определяете обстоятель¬ства, вы тем самым приобретаете контроль над поведением, слегка изменяя его, устанавливая границы и условия. Переместив поведение из-под внутреннего контроля во внешний, вы снижаете его подкрепляющую ценность. Постепенно вы блокируете поведение и медленно сокращаете его проявления, требуя от ребёнка не заниматься аутостимуляцией как можно дольше, чтобы получить под-крепление.
Ещё один способ снизить подкрепляющую ценность аутостимуляции — это разыграть ситуацию, при которой ваш ребёнок сам от неё откажется. К примеру, предоставьте ему выбор: съесть самую любимую еду, посмотреть любимый мультфильм или заняться аутостимуляцией, разумеется, вы не сможете эффективно использовать этот метод, пока не найдёте альтернативные подкрепления, которые ребёнок сочтёт более желанными. Сделав выбор не в пользу аутостимуляции, ребёнок сам снизит её позитивную ценность.
КОНТРОЛЬ СТИМУЛОВ
Методики контроля стимулов разработаны с целью создания условия и/или ситуации, которые не вызывают аутостимулирующее поведение. Это можно сделать, определив у себя дома комнаты или выбрав время дня, где (или когда) заниматься аутостимуляцией запрещено, разрешая заниматься аутостимуляцией только в определённых условиях, вы заключаете её в более приемлемые рамки, а также снижаете её интенсивность. Вы можете поставить себе цель: постепенно добиться снижения её проявлений до полного их устранения. Например, вы можете сперва установить правило, что аутостимуляцией разрешено заниматься только в спальне и гостиной, а потом постепенно ограничить место её проявления только спальней. Точно так же можно ограничить проявления такого поведения определёнными промежутками времени в течение суток, а потом постепенно уменьшать эти промежутки.
ПРОАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Самая важная часть эффективного плана работы с любым поведением — обучение его приемлемой альтернативной форме. Обычно это долгий и утомительный процесс с неизбежными разочарованиями. Но если вы не научите ребёнка приемлемым видам альтернативного поведения, в долгосрочной перспективе успех будет под большим во-просом. Даже самая мощная управляющая программа сама по себе вряд ли способна уменьшить проблемы с поведением. Простое устранение проявлений нежелательного поведения не даёт вашему ребёнку альтернативных способов реализации той функции, которую прежде обеспечивало неприемлемое поведение. Вы должны обучить ребёнка приемлемым формам альтернативного поведения. В противном случае вернётся аутостимуляция или, что вероятнее, возникнет другое неприемлемое поведений Чтобы определить замещающее поведение, необходимо установить функции аутостимулирующего поведения. Так как обычно аутостимуляция является средством получения определённых сенсорных ощущений, то обучение новым играм, способам отдыха и навыкам взаимодействия имеющим мощные сенсорные компоненты, станет самым эффективным методом формирования замещающего по¬ведения. Ваш ребёнок должен освоить навыки, помогающие ему получать удовольствие, чтобы он не нуждался в аутостимуляции как единственном способе развлечь себя.
Скорее всего, аутостимуляция выполняет и другие функции, поэтому необходимо учить ребёнка дополнительным навыкам. Возможно, для ослабления аутостимуляции необходимо будет научить ребёнка подходящим способам борьбы с фрустрацией. Снизив уровень фрустрации, вы сможете уменьшить количество ситуаций, в которых проявляется аутостимуляция. Также для сдерживания аутостимуляции может быть эффективным развитие коммуникационных навыков. Например, некоторые дети занимаются аутостимуляцией, когда не знают, что ответить. Научив их показывать средствами вербальной или невербальной коммуникации, что они не знают ответа или смущены, возможно, вы уменьшите их потребность в аутостимуляции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Уменьшение аутостимуляции — одна из сложнейших проблем, с которыми вам предстоит столкнуться. Аутостимуляция — это чрезвычайно сильное отвлекающее поведение, которое ваш ребёнок, скорее всего, считает для себя более мощным подкреплением, чем любое другое занятие. Если вы попытаетесь устранить все проявления аутостимуляции, которые происходят на протяжении дня, то увидите, что это, пожалуй, невозможно. Уменьшение проявлений аутостимуляции — важная задача, но если вы поставите перед собой столь трудную цель, то не исключено, что вы создадите чрезвычайно стрессовую ситуацию для себя и своей семьи. Этим вы существенно подорвёте собственную способность к эффективной реализации лю¬бой поведенческой программы.
Всегда предпочтительнее точно выполнять программу в течение короткого времени, чем долго, но непоследовательно работать по ней. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам заранее определить, как долго и при каких условиях вы сможете работать над этой программой. Ваш ребёнок в конечном итоге научится различать в ка-ких ситуациях подобное поведение будет неприемлемым. Естественно, он ещё усвоит, что в других ситуациях ему можно заниматься аутостимуляцией. Когда вы обретёте контроль над проявлениями аутостимуляции у ребёнка, вам нужно будет расширить временные рамки и обстоятельства, когда вы работаете над проблемой. Возможно, вам хотелось бы сразу и полностью устранить проявления аутостимуляции. Однако наилучшим подходом будет тот, который принесёт успех вам и вашему ребёнку.
БОЛЬШЕ НЕ ВСЕГДА ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ!