Нарисуй свою семью. Психология в картинках

854
Главный редактор
опубликовано 1 июня 2012

Одна из самых  популярных методик, которую используют психологи в работе с детишками – это рисунок семьи. Рассказать об этом подробнее и прокомментировать результаты теста мы попросили детского психолога, педагога Екатерину Вишнякову.

  Дети не всегда могут оценить и выразить свои эмоции, а родителям сложно догадаться о причинах возникающих проблем. Тест «Нарисуй свою семью» поможет ребенку выразить то, что он не может сказать словами. А для родителей тест, как маячок, который укажет в каком направлении надо развивать отношения, в чем помочь своему ребенку.

 Существует множество вариантов данной методики, я предлагаю родителям (и пользуюсь ей сама) методику нашего отечественного психолога, доктора психологических наук В. Лосевой.

 Правильно интерпретировать детский рисунок могут родители и без педагогического образования. Единственное, что хочу заметить – раньше 4-5 лет проводить этот тест с ребенком нецелесообразно. Детишки младше означенного возраста рисуют еще достаточно примитивно.

 Итак, приступаем.

 Дайте малышу чистый лист бумаги и попросите его нарисовать семью.

 Малыш может спросить: «Как семью, нашу?», «А кого рисовать?»… Не давайте никаких уточняющих ответов, говорите: «Нарисуй тех, кого хочешь». Дайте малышу полную свободу выбора.

 Может случиться  так, что ребенок начнет рисовать, но скажет, что у него не получается. Дайте новый лист бумаги и пусть он продолжит.

 А пока ребенок  рисует, тихонько наблюдайте:

 - кого малыш  нарисует первым

- как долго  он думает, прежде чем начинает  рисовать того или иного члена  семьи

- комментирует  ли он рисунок и если да, то что и относительного кого он говорит

 Когда рисунок  будет готов, обязательно похвалите  малыша и восхититесь картиной. А  потом уточните:

 1. Скажи, кто  тут нарисован?

 Иногда бывает сложно догадаться, кто есть кто. В  моей практике бывали довольно забавные случаи. Все были уверены, что на рисунке изображена бабушка, а это оказалась фея из сказки.

 2. Что они  делают?

 Тут важно  уточнить, чем занимаются люди на рисунке и кто придумал это занятие. Может быть, в вашей семье есть некий серый кардинал, диктатор, воле которого все подчиняются по мнению малыша.

 3.  Кто самый  счастливый в нашей семье?

 Возможно, ребенок  назовет самой счастливой маму, потому что она может есть столько конфет, сколько захочет. Это, конечно, забавно. Но если малыш считает самым  счастливым папу, потому что он самый сильный – это повод для беспокойства. Как папа своей силой влияет на членов семьи, не подавляет ли он кроху?

 4. Если все  члены семьи собрались в театр, но билетов на один меньше, кого оставят  дома?

 Несложно догадаться, что этого человека малыш старается  по каким-то причинам избегать.

 5. А это кто?

 Особое внимание уделите необычным персонажам. Часто  на рисунке появляются сказочные  герои, неизвестные вам люди. Чем  они так привлекательны для крохе? Чего ему не хватает в семье  и дает этот вымышленный персонаж?

 Теперь давайте попробуем изучить рисунок более подробно. Посмотрите  на рисунок как бы со стороны, как  на большое полотно в картинной  галерее. Поначалу не вглядывайтесь  в детали, а оцените произведение вашего художника целиком.

  Какое впечатление оставляет  у вас картинка?

 Как расположены члены  вашей семьи?

 - если держатся  за руки, значит малыш чувствует  общность, силу семьи, ему психологически  комфортно.

 - если изображения  людей хаотично разбросаны по  листу, то, скорее всего, малыш  чувствует разобщенность.

 - если в  отдалении находится один член  семьи, это тот человек, который  по мнению крохи, оторван от  семьи или тот, кого он сам  хочет как бы оторвать, дистанцировать.

 Кто самый привлекательный  персонаж?

 - обычное его  малыш рисует самым первым

 - он больше остальных персонажей

 - его изображение  выполнено с особой тщательностью

 - остальные  персонажи сгруппированы вокруг  него или смотрят в его сторону

 Размер членов семьи говорит о том значении, которое он играет в жизни малыша. Так, если бабушка значительно превышает по размерам маму и папу, несложно догадаться, что отношения с родителями у крохи не такие близкие, как с бабушкой.

 О душевном контакте или желании такового говорит  и расположение самого малыша на рисунке  – с кем он ближе всего стоит? Держит ли его за руку?

 Как выглядит ребенок  на рисунке?

 Зачастую малыш  помещает себя в центр рисунка, что  говорит о его центральном  положении и в семье. Он чувствует, что вокруг него вращается жизнь, что он главный человек.

 Но бывает, что малыш помещает себя в центр, но фигурка производит впечатление слабости, тщедушности. Что говорит о том, что кроха ощущает свою беспомощность.

 Ну а если малыш себя поместил в уголок или  вовсе забыл изобразить, то он вообще не ощущает себя в семье, как бы сам (или по его ощущениям кто-то из членов семьи) исключает его из общей жизни.

 Кстати, тоже самое касается персонажей, которых  малыш «забыл» изобразить или  они «не поместились». Таким образом  ребенок как бы выталкивает этого  человека из своей жизни.

 Дополнительные персонажи

 Не редкость, когда на рисунке появляются животные, старшие братья или сестры (которых  в действительности не существует) или дальние родственники. Все  это говорит о том, чего не хватает  ребенку, его неудовлетворенные  потребности. Таким образом он пытается восполнить недостаток близкого общения или дополучить какие-то недостающие эмоции.

 Родители

 В благополучных  семьях детишки рисуют родителей  вместе. Если же отец находится на расстоянии от матери, то малыш ощущает некую  дистанцию, которая есть между родителями.

 Если родители в разводе, но он рисует их вместе, свидетельствует о том, что кроха мечтает о полноценной семье.

 Иногда на рисунке фигура одного из родителей  значительно больше – это говорит  о том, что в сознании малыша этот родитель доминирует, он главный в их семье.

 Неодушевленные  предметы

 Телевизор, любимая  игрушка, кроватка… - на рисунке могут  присутствовать множество предметов, на ваш взгляд, не имеющих никакого отношения к семье. Но это на ваш  взрослый взгляд. У ребенка все по-другому: он разговаривает со своей игрушкой, любит спать в своей кроватке – для него это вполне одушевленные предметы, которые очень значимы и важны для него. Это те вещи, которые дают ему уют, надежность, ощущение дома.

 Теперь обратим внимание на детали.

 Штриховка и нажим карандаша

 Люди, которых  малыш заштриховывает или рисует с особым нажимом карандаша, вызывают у него тревожность. Но иногда можно  увидеть наоборот линии слабые и  дрожащие, малыш как бы не решается изобразить этого персонажа.

 Мелкие  детали

 Если их слишком  много, то это может сигнализировать  о чрезмерной фиксации ребенка на правилах и порядке. Такой малыш  склонен копить эмоции в себе, не выражать их открыто, что чревато  эмоциональным взрывом. Подумайте, почему он не решается вам рассказывать о своих тревогах?

 Уши, глаза, губы

 Что делает человек  ушами? Слушает. Из этого можно сделать  вывод – самые большие уши  у того, кому приходиться слушаться, подчиняться.

 Глаза не только позволяют ребенку смотреть на мир, они еще предназначены для того, чтобы плакать. Глаза-точечки или щелочки говорят о том, что малыш не позволяет себе плакать (или ему кто-то не позволяет этого, стыдит), что он намеренно на что-то пытается закрыть глаза, что-то не видеть.

 Губы в первую очередь связаны с выражением своего мнения. Может быть рот настолько мал, что таким и говорить то неудобно или нельзя (малышу затыкают рот).

 Предметы

 Помимо любимых  игрушек и кроватки на рисунке  могут появиться папина машина или  мамин компьютер. Посмотрите, не лежит ли папа под машиной, а мама не сидит ли за компьютером? Часто таким образом кроха говорит о том, что все заняты своим делом, а на него не хватает времени.

 И в завершение хочу отметить: какие бы выводы вы ни сделали, не пугайте себя. Выберите удобное время и поговорите с малышом, постарайтесь узнать, что его тревожит. Возможно, именно этот простой тест поможет вам стать ближе.

  От редакции: Мы также напоминаем родителям, что трактовка детских рисунков - дело довольно субъективное, если вы используете этот метод "одноразово", то есть не имели опыта наблюдения за рисованием ребенка в других случаях. Зачастую особенности детских рисунков вовсе не связаны с психологическими проблемами. Например:

 -  Многие дети даже старше 7 лет не очень хорошо умеют рисовать; при этом существуют возрастные особенности рисования - например, почти все дети вначале рисуют людей как "головоногов" (большая голова, ноги, а туловища нет).

 - У одного и того же ребенка могут очень сильно различаться рисунки, сделанные с помощью разных инструментов (карандаши или краски, пальцы или мел) и на разных поверхностях (маленький лист, большой лист,  асфальт, вертикальная стена).

 - Дети могут копировать техники рисования, подсмотренные у взрослых или у других детей в садике или в школе; у них также бывают периоды увлечения какой-то одной техникой рисования - например, в этом месяце ребенок очень увлечен штриховкой, а в следующем ему стало интересно рисовать квадратики.

 - Рисунки ребенка могут отражать не общее состояние, а какое-то недавнее впечатление (например, образы из просмотренного вчера мультфильма).

 Поэтому, если у вас возникают какие-то "психологические выводы" из детских рисунков, нужно подкрепить эти выводы дополнительными серьезными наблюдениями, а не пытаться сразу "вешать ярлыки". 

 

Материалы сайта http://agulife.ru


Похожие публикации

30 января 2018 • Статья

Лайфхаки для молодых мам

Главный редактор
Конечно, молодая мама не сразу выстраивает оптимальный режим дня, не успевает делать множество дел одновременно и из-за этого может почувствовать себя не только уставшей, но и получить серьезный стресс.
29 января 2018 • Статья

Вредные привычки у детей: как отучить?

Главный редактор
Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей.
22 января 2018 • Статья

Как я с мужем обязанности делила

Главный редактор
Даже эмансипированным француженкам в браке приходится брать на себя около 80% домашних обязанностей. Нам, с нашими домостроевскими традициями вообще молчать нужно.

Сказать спасибо (391)  •  Другие публикации автора