К стоматологу в первый раз – как это сделать правильно. Продолжение. Самое трудное.

587
Главный редактор
опубликовано 2 марта 2015

Расскажет главный врач клиники «Белый кофе» Кременская Анна Александровна, детский стоматолог со стажем более 10 лет, консультант Хабмамы.

Итак, случилось самое неприятное. У ребёнка «внезапно» заболел зуб. Конечно, такого не бывает. Вы наверняка заглядывали в рот и раньше, видели, что зубы портятся, понимали, что каждая съеденная конфета, каждая пропущенная чистка зубов процесс ускоряет, однако всё никак не собрались к стоматологу. А тут – первые жалобы, надо лечить, ждать нельзя. Для начала, помогите ребёнку – посмотрите внимательно, на какой зуб жалуется малыш, не застряла ли там пища, почистите зубы щёткой и нитью, прополощите рот солёной водой (она снимает отёк), если боль не прошла, дайте обезболивающее. Не забудьте объяснить ребёнку, что произошло («в зубике поселился микроб-червячок-паучок, стал в зубе рыть норку, кусать его и пачкать. Надо злодея выгнать и норку закрыть на ключик, чтобы он обратно не вернулся. Мы пойдём к доктору и он нам обязательно поможет»).

А вот теперь ваша задача найти Того Самого Доброго Доктора, который поможет и не напугает, и зубик спасёт. Хорошо, если болевой приступ первый, быстро прошёл и больше не возникал, тогда доктор может работать с вами по сценариям, описанным в предыдущих двух статьях (К стоматологу в первый раз - как это сделать правильноК стоматологу в первый раз – как это сделать правильно. Продолжение).

Но к сожалению, часто бывает так, что зуб болеть перестал, и мама с папой забыли снова про стоматолога, стали жить как прежде. Через какое-то время кариес снова заявит о себе, в этот раз сильнее. Чаще это бывает в самое неподходящее время – в День рождения бабушки, за сутки до отпуска, в выходной день за городом, словом, когда совсем не до лечения. Но тут родители понимают, что всё серьёзно. Дальше события могут развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый.

Вы чудом записались на завтра к детскому стоматологу, о котором наслышаны, которого вам неоднократно рекомендовали знакомые и родственники, и можно надеяться, что всё пройдёт как нельзя лучше. Вы придёте к доктору, он познакомится и подружится с ребёнком, расскажет вам всё о способах лечения ваших зубов, а затем попробует договориться с малышом, и полечит зуб, если вы дома всё сделали правильно (см. предыдущие части статьи). А может быть, хотя бы поставит обезболивающее лекарство, чтобы таким образом отсрочить необходимость делать анестезию (которую многие малыши в первый визит ещё не готовы понять и принять), купировать острую боль и «выиграть время» на психологическую подготовку ребёнка.

Самое главное в этот первый визит ребёнка не напугать, не сделать больно, всё объяснить (хватит уже думать, что он маленький и ничего не понимает!), замотивировать на дружбу с доктором и лечение зубиков. Важно не говорить слов «укол», «сверлить» и т.п., всячески стараться превратить любое вмешательство в интересную игру, в которой ребёнок непременно победит и получит награду и похвалу. Тактику лечения, конечно, выбирает стоматолог, он же и решает, на что способен малыш в этот первый визит.

К сожалению, иногда бывает и так, что ребёнок с трудом соглашается даже на осмотр, и это очень печально, если его беспокоит действительно острая боль. Потому что насильственный метод лечения совершенно недопустим, а значит (в соответствии с действующим законодательством РФ) это 100% показание к лечению с применением общего обезболивания. Но эта тема достойна отдельной статьи.

Сценарий второй.

Вы записались по острой боли в ближайшую стоматологию, возможно даже ко взрослому специалисту, пришли, и безо всякой психологической подготовки провели лечение несмотря на громкие протесты и сопротивление со стороны малыша. И он запомнит это на всю жизнь: и укол, и жужжание бормашины, и роторасширитель, и то, что тётя доктор кричала, и как поцарапали щёку, и что родные мама с папой его держали, что было больно, невкусно, неудобно и унизительно.

И теперь при упоминании, что надо бы полечить зубы, ребёнок плачет, кричит и ни за какие коврижки не соглашается даже просто открыть рот.

Возможен и другой вариант развития событий – вы пришли в специализированную детскую клинику, и всё было вроде бы правильно: и аниматоры, и мультики, и уколами не пугали, но чего-то не учли, малыш не был готов и устал, и всё равно процесс лечения кончился слезами, неудовлетворённостью и перерос в негативный опыт знакомства со стоматологом. И снова безрезультатные уговоры и попытки лечения.

А зубы-то портятся, лечить надо, это понятно, но малыш даже перестаёт жаловаться, терпит до последнего, лишь бы мама с папой не повторили прошлое «представление». И однажды просыпается с распухшей щекой, которую уже не перетерпеть, и от мамы с папой не спрятать.

Что делать, как быть с ребёнком, который уже точно знает, что есть уколы, что бормашина сверлит, что с ватой во рту сидеть не удобно, что пломба горькая, водой можно подавиться? Как быть с малышом, который совершенно не желает лечить зубы, а зубы лечить надо, потому что они на волоске от острой боли, гнойного воспаления, есть угроза здоровью постоянных зубов и даже ребёнка в целом?

Я расскажу о методике, которую долгое время мы применяем в клинике «Белый кофе», когда работаем с такими детьми, и о некоторых правилах, которым стоит следовать, чтобы добиться успеха.

Первая задача, которая стоит перед нами – разрешить вопрос с острой болью. Если ребёнку срочно нужна помощь, а к лечению без применения физической силы он не готов, то сделать это необходимо под общим обезболиванием; если же удаётся уговорить, то сделать минимальный объём вмешательства, позволяющий острую боль купировать. Таким образом мы «выигрываем время» для решения психологических проблем.

Далее следует второй этап, называемый «психологическая подготовка к лечению». Он состоит в том, чтобы показать ребёнку, что лечиться – это не страшно, а весело, и со стоматологом можно дружить. То есть, надо НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ.

Этот период может длиться от недели до нескольких месяцев, зависит от терпения родителей, индивидуальных особенностей психики ребёнка, а также от того, насколько сильное впечатление произвёл прошлый опыт лечения.

Кому-то хватает 2х визитов, чтобы подружиться, понять, что доктор искренне желает только добра, а кому-то нужно привыкать и учиться доверять 2 недели.

Главное условие этого периода – никакого насилия, никакого давления, угроз, шантажа, разочарования родителей («мы опять ничего не полечили»), одним словом, только позитивные эмоции до, во время и после приёма стоматолога.

1. Никаких воспитательных бесед типа «Вот Ваня лечит, и Саша лечит, а ты – трус, все зубы развалятся, будешь соску сосать».

2. Воспитательные беседы дома нужны, но другого плана: чтение книжек типа «Мойдодыр», просмотр мультфильмов про Крокодильчика и его больные зубы, про личный пример мамы, папы и близких, которые лечат зубы у доброго доктора, чистят вкусной пастой и очень рады ходить к стоматологу.

3. Полное спокойствие родителей, любовь и поддержка ребёнку. Он ведь правда боится, он знает, что такое боль. Родители - это гаранты безопасности. Ребёнок должен быть уверен в том, что прошлый опыт ни за что не повторится, и никто не заставит его лечиться, если он не захочет. И его не станут меньше любить, если он не будет лечиться.

4. Посещение стоматолога должно иметь чёткий план: «Сегодня мы должны показать доктору, как мы хорошо чистим зубы, мы возьмём с собой щётку и пасту и покажем. Доктор ничего не будет лечить, даже в кресло садиться не надо будет. Если хорошо покажем, то получим подарок». И ни на йоту нельзя делать больше, как бы всё хорошо ни казалось. Запланировали – сделали – получили награду – запланировали следующий визит.

5. Внимательно относитесь к рекомендациям доктора, «домашним заданиям», например, купить электрощётку, чтобы ребёнок привыкал к жужжанию, играть дома «в стоматолога», лечить игрушки и друг друга по очереди. Это – важный момент для адаптации малыша. Дома и стены помогают, так говорят.

6. Поощряйте каждый успех ребёнка: сам сел в кресло, почистил один зуб, помазал зубы гелем, положил ватку за щёку. Это вам кажется, что ерунда, а для напуганного дитя это достижение.

7. Очень важно подчёркивать важность каждого визита в глазах родственников, пересказывать и описывать в присутствии ребёнка в восторженных тонах, как было хорошо, весело, какая добрая доктор, какой малыш молодец, как вы им гордитесь. (Пусть даже на самом деле вы уже почти отчаялись, и ждёте не дождётесь, когда уже начнётся лечение, и вам кажется, что вся эта подготовка уже затянулась, ребёнок не должен это знать, делитесь подобными настроениями только в его отсутствие).

8.  Не форсируйте события, не давите ни на врача, ни на ребёнка, вы однажды уже попробовали сделать по-своему, сейчас наша общая задача исправить эту ошибку. Доктор прекрасно понимает, что нужно лечить, а не разговоры разговаривать, но он берёт на себя ответственность не навредить вашему малышу, значит, должен контролировать процесс. Он начнёт лечить как только маленький пациент будет готов к этому.

9. В течение этапа подготовки доктор может не один раз почистить малышу зубы, сделать фторирование, провести герметизацию фиссур (если есть здоровые зубы), девочек хорошо мотивирует наклеивание скайса – стразы на передний зуб. Всё это требуется для подготовки к лечению, для выработки доверия доктору. Потому что если есть доверие, то остальное приложится.

Однажды и этот этап окажется позади. И тогда начнётся лечение. Понемногу, с мелких кариесов, не требующих анестезии, с постановки цветных пломб («рисуем на зубках» всё что душе угодно), приходим к лечению сложных зубов. Но опять же, только с согласия малыша, основываясь на природном любопытстве и весёлых играх. Сначала по одному зубу, затем, возможно, и по 2-3 сразу. И однажды доктор скажет вам, что ваш ребёнок здоров и отпустит вас до следующего планового осмотра через несколько месяцев.

И это будет большая победа. И ваша, и, что гораздо важнее, вашего малыша! Ребёнок поймёт, что он добился сам, победил свой страх, и это огромный толчок в психологическом развитии. В следующий раз, когда на его пути будут трудности, вы сможете напомнить ему об этом, придав сил двигаться дальше.

Сложность у этой методики только одна – где взять столько времени современному родителю, чтобы посвятить походам к стоматологу 2 раза в неделю, а каждый вечер делать «домашние задания» врача? И, конечно, терпения требуется тоже немало. Однако, как говорят, тот, кто хочет - ищет возможности, а тот, кто не хочет – причины.

Каждый родитель выбирает лучшее для своего ребёнка, кто-то с рождения озадачен профилактикой кариеса, чистит зубы, едва они прорезались, бережёт их от конфет, водит на профгигиену начиная с 2х лет каждые полгода, а кто-то выбирает лечение под наркозом. Мы лишь рассказали об одной из наших методик работы со «сложными» малышами. Каждая семья индивидуальна, каждый ребёнок – сокровище, улыбка ребёнка – бесценна. Мы и правда так думаем.

                                                    Если у Вас появились вопросы,

               мы с удовольствием ответим на них по телефону 74-06-44,

    на сайте coffee-stom.ru или на консультации по адресу ул. Советская, 50


Похожие публикации

14 июня 2017 • Статья

Новинка в мире слуха

Главный редактор
Цифровые БЕСКАНАЛЬНЫЕ аппараты в ХАБАРОВСКЕ!
12 мая 2017 • Статья

Molo Kids - детская одежда для реальной жизни!

Главный редактор
Molo Kids - один из тех брендов, что определяют лицо повседневной детской моды в Европе. Родители ценят его за предсказуемое качество и практичность, дети за удобство и яркие принты!
9 марта 2017 • Статья

Когда нужен молокоотсос?

Главный редактор
Если режим кормления установлен, налажено правильное прикладывание, мама неотлучно весь период грудного вскармливания находится с малышом – вероятно, молокоотсос может и не понадобиться.

Сказать спасибо (385)  •  Другие публикации автора